Веское слово профессионалов. Обзор ЦАП/усилителя для наушников RME ADI-2 DAC FS

image Это вторая часть марлезонского балета про двухполосный полочник. Но в отличии от первого акта, этот проект может повторить любой страждущий. До недавнего времени, использовал в системе ЦАП на AD1853 и ламповый однотактник на 6CA7. Акустические системы Kenwood LS-11EX на Davis KVK 130 под настроение и в целом делал акустику другим. Дома слушать было не когда, да и заниматься творчеством возможности не было тоже. Но вот снова зачесались руки по паяльнику и микрофону и понеслось)))). Идея создать многополосный усилитель с коррекцией, да еще на современной элементной базе тормозилась очень плохенькими параметрами усилителей Д класса и очень хилых доступных чипов DSP Цифровых сигнальных процессоров. Первый опыт использования DSP у меня случился при настройке модного трехполосного проекта с использованием процессора Berringer DCX2496. Внутри берринЖера стоит DSP процессор AMD Shark и очень устаревший модуль управления через COM порт RS-232, старенькие ЦАП и АЦП ну и импульсный блок питания не очень высокого качества. Вот там же я понял и проблемные места таких процессоров и их супер преимущества. Основные проблемы – хиленький АЦП на входе и шипение в звуке. Самый популярный процессор для самодельщиков это ADAU1701. ссылка Он самый простой в использовании. Я не использовал этот чип по причине интеграции в него простеньких ADC и DAC и малого запаса по вычислительной мощности выраженной в количестве команд на сэмпл. ссылка И если современный источник цифровой, то зачем делать сложный путь Цифроаналогового преобразователя в звуковой карте или ЦАП… далее аналогово цифрового преобразования на входе ДСП… далее цифровой обработки в процессоре и очередного цифроаналогового преобразования на выходе ДСП. С выпуском серии Analog Devices микрочипов DSP ADAU14XX ссылка и микрочипов усилителя SSM3582A ссылка все изменилось. ADAU1452 и ADAU1467 это полностью цифровые процессоры очень мощные с очень большим функционалом. Вычислительная мощность зависит от частоты, на который заточен ДСП в проекте. Но на 48килогерц кажется 1701 имеет 1000 команд на сэмпл, а 1467 имеет 6000 команд на сэмпл. А SSM3582 первое интегрированное решение, где и Дельта сигма ЦАП и усилитель класса Д с дельтасигма модуляцией в одном чипе с КПД 93 процента. ДА еще и небольшой DSP внутри. И на выходе нет огромного дроссельного фильтра и искажения на уровне 0.004%. Было решено сделать усилитель на таком наборе от Российского производителя Чип и Дип. Ассортимент у них огромный, но поддержка «Рассейская». «Ваши проблемы – это ваши проблемы, у нас все отлично» но об этом позже. Общая концептуальная схема системы следующая: image 1. Входной преобразователь USB – i2S первоначально был ЧипДип Суперпрайм. НО У меня не получилось его запустить нормально. Выставляю в драйверах Windows 10 64 bit 48 килогерц и получаю на АЧХ дикий срез как фильтром. Выставляю тут же 44.1 и получаю нормальную АЧХ. ЧипДип отказались комментировать ситуацию и по английски покинули чат. Говорят, все работает нормально. Я естественно подумал что виноват Windows так как используются его стандартные дрова для USB устройства. Накатил сверху ASIO for ALL и пустил через них, да еще с обязательной передискретизацией в 48 попробовал. Работает одинаково криво. Собрал комп с windows 7 64bit та же песня. Забил на такую поддержку и поставил SA9023 – все заработало с полпинка как надо. Два варианта XMOS преобразователей тоже играют все без проблем.этот тоже работает отлично без проблем. Поэтому будьте внимательны – у вас тоже может так криво заработать и помощи ждать не откуда. У меня кучка преобразователей –взял и забыл проблему. 2. DSPO link — удобная платка соединения i2s — соединитель с собственным генератором на 12.288мГц кварце с буферизацией и собственным питанием 5Вольт. Если нет питания 3.3 вольта в гребенке на входе i2s то подает свой клок а если есть – то проводит то что приходит с USB. С USB должно при 48 килогерцах приходить 12.288 мегагерц по моим настройкам сигмастудии (это блок настроек MasterClock). По сути, ДСП переключается на использование собственного генератора а не берет мастерклок с i2s входа, это задается в Сигмастудии. Сердцем системы является модуль цифровой обработки сигнала ADAU1467. ссылка Цифровые входы (I2S) – 4 Цифровые выходы (I2S) – 4 Есть еще кучка программируемых GPIO если вдруг 4 стандартных i2s будет маловато Максимальная частота дискретизации — 192 кГц Точность входов/выходов – 32 бит Вспомогательных каналов АЦП AUX — 8 Стереофонические вход и выход S/PDIF Интерфейсы управления I2C и SPI (ведущий или ведомый) Особенности работы данного процессора: 1. Процессор работает на фиксированной частоте проекта, то есть если выставлено в проекте 48 килогерц – значит все. Переключиться в 96 гипотетически можно, но надо менять прошивку контроллером и по идее тактовый генератор тоже перенастраивать. В блоке есть модуль ASRC и входной аудио поток аудио данных можно ресемплировать в частоту DSP на лету. НО MCLK должен оставаться один, ибо он же, по сути, тактовый генератор для ДСП. Либо ставить кварц на плату и тактировать все с него. 2. На плате Чип-Дип отсутствует регулятор напряжения для удешевления, а DSP работает от 3.3 вольт. Китайские платы имеют на борту LDO стабы. Поэтому пришлось докупать RDC1-0028, Двойной DC-DC. Жрет DSP порядка ампера постоянно. 3. Информация на Русском по настройке системы в Сигмастудии оооочень скудная и если не обладать английским без словаря – то врубиться очень сложно. А настроек внутри очень много. Процессор программируется в Сигмастудии ссылка и в ней можно сделать очень много. Рассмотрим мой проект: Схема проекта: 1. Модуль ASRC – ресэмплинг всего входящего в 48 килогерц, на частоту работы проекта. 2. Модуль селектора входов переключается одной кнопкой на универсальном пине ввода вывода GPIO16/ 3. Модуль автоэквалайзера — автоматическое выравнивание АЧХ по кривой измерения микрофоном в формате MLSSA. 4. Регулятор громкости на резисторе – вход ADC на данном пине вычисляет уровень напряжения на переменном резисторе от 0 до 3.3 вольт и производит регулировку уровня входного сигнала. В таблице модуля вводится шаг изменения и максимальный уровень. 5. Кроссовер двухполосный – здесь задаем количество полос, частоты раздела, различие в уровне полос и тип и крутизну фильтра среза. 6. Коррекция АЧХ на фильтрах для каждой полосы. Вот тут очень приятно настраивать каждую полосу по микрофону «на ходу» не записывая в флешку – просто на лету измерять, вставлять фильтр и все выравнивать. Есть модуль автоматической коррекции по файлу MLSSA. Но руками оказалось гораздо точнее все сделать. Если сильно попотеть, то можно настроить коррекцию на FIR фильтрах, которые не крутят фазу. Это видимо будет отдельная эпопея. 7. Модуль задержки для ВЧ канала. Два динамика играют одни частоты в зоне раздела. И если по фазе у них есть сдвиг, на на ФЧХ будет всплеск и на слух ничего хорошего в этой зоне совместного звучания не будет. Все по микрофону опять же выставляется и видно. 7. Направление на выход i2S. 4 Усилительные модули. Отдельно расскажу о SSM3582A/ ссылка SSM3582A — это полностью интегрированный, высокоэффективный стерео усилитель звука класса D с цифровым входом. Cхема модуляции Σ-Δ с расширенным спектром обеспечивает прямое подключение к динамику (без необходимости ставить дроссель для фильтрации остатков ШИМ)и обеспечивает современные аналоговые характеристики, снижая при этом EMI излучения по сравнению с другими архитектурами класса D. Аудио передается на усилитель в цифровом виде, сводя к минимуму возможность искажения сигнала в цифровой среде. Усилитель обеспечивает выдающиеся аналоговые характеристики с отношением сигнал / шум 106 дБ и низким общим гармоническим искажением + шум (THD + N) 0,004%. При этом нет значительного ухудшения параметров с ростом частоты как у большинства усилителей Д класса с классическим шим модулятором. Это еще не все. В микросхеме заложена возможность управлять частотой, битностью, громкостью и лимиттером по I2C. НО полноценно использовать модули в моно режиме тоже можно только в TDM. Это вполне реализуемо с использованием модулей ЧИП-ДИП usb-i2s Superprime одной перемычкой, а вот 1467 как показала практика настроить TDM сложнее. Частота, вернее частотный диапазон усилителя выставляется перемычками. Это несколько ограничивает возможности мультиформатности, но в диапазоне 32-48 вполне реализуемо и юзабельно без перестроек. Усилитель обладает некоторыми особенностями. 1. Внутри усилителя есть DSP и его так же можно подстраивать в сигмастудии. Внутри есть переключатель коэффициента усиления. И по дефолту это 19дб. Ибо по дефолту все рассчитано на питание 12 вольт. И чтобы он раскрылся на максимум по мощности ему нужно на вход сделать в ADAU1467 +3 дб а не 0db как минимум. Там же можно настроить тип фильтра на выходе ЦАП. 2. При стандартном использовании, после 12 ватт на канал начинается рост искажений. Но усилитель можно переключить в моно режим и это усилит выходной каскад по току. Роста искажений при этом нет до максимума. 3. Усилитель питать можно 16 вольт. При его КПД на 8ми омную акустику 93 процента это даст ну примерно 27 ватт при условии +3дб усиления от 0 уровня или переключения процессором чипа в 21 дб усиления. Для 4омной акустики КПД около 90 процентов и в итоге получим на выходе порядка 50 ватт. 4. В моно усилитель работает не в i2s а TDM режиме, где в пачке по одним проводам ну как i2s можно цеплять несколько устройств и задавать каждому индекс. При этом задается и ширина окна ТДМ. Вот тут засада. Если с платы СуперПрайм все работало нормально, там перемычкой ставится TDM, то заставить нормально выдавать 1467 TDM на 2 и 3 выход i2s я не смог. Все вроде настраиваю как в даташите, а не АЛЕ. ЧИПовцы честно пытались помочь мне настроить 1467 в TDM, но мы так и не смогли. В итоге забил на ТДМ и выставил на два канала i2s два усилителя в моно режиме. Так оказалось проще и работает. 5. MCLK усилителям внешний c i2s не нужен. МЦЛК в данном проекте используется только для тактирования чипа ДСП. 6. Усилители в моно режиме берут сигнал исключительно левого канала если сигнал просто i2s. Поэтому я занял два канала i2s из четырех. Зачем моно. Вот из даташита. 7. SSM3582 требует три питания. Силовое 15 вольт, аналоговое и цифровое 5 вольт. Чип Дип поставили все конденсаторы минимальные керамику. По идее надо довесить, даже по даташиту на ldo надо весить порядка 200 микрофарад а не 10. Но это решаемо в данном варианте. Хотя, я видел китайские платы ssm3582– там есть кондеры в питании. Блеск и нищета экономии. ссылка Все это было реализовано в макете. сразу извиняюсь за фотку — это рабочий макет. Я и не планировал ничего публиковать. Там видно и конденсаторы и дорогие импульсные источники Tapco 3.3 и 5 вольт для отдельного чистого питания ДСП, генератора и аналоговых цепей усилителей. В макете добавил еще один канал на PCM5102 для экспериментов, ибо был свободный порт i2s. Провода i2S после некоторых испытаний сделал минимально короткими — не длиннее 10см. Корпус тоже ждет своего часа. Первым усилителем Д класса, который сломал мои стереотипы был клон Ncore Юрия с Украины. Теперь SSM добавляет теплоты в звуке))) ничего не добавляет вернее. В рунете уже появились появились полностью цифровые усилители без классической системы ЦАП — Д выход. На ssm3582a делает свои усилители в какой то версии APPLE. Это тенденция — а значит скоро будет такой уход от аналогового АВ массово как в свое время массово соскочили с ламп на транзисторы и ушли от кинескопных ЭЛТ на LCD.

Иногда надоедает перетыкать провода между разными блоками и хочется, что бы оно все подключалось побыстрее и без лишних телодвижений. Особенно, когда это звук от компьютера. А тут ЧиД выпустил кучку DPSок и обвес к ним. Пришлось срочно все купить и начать строить три-в-одном. Очень хотелось внешний цап с крутилками, усилителями и прочими плюшками, которые дают сигнальные процессоры. Особенно точного разделения полос, т.к. колонки я делал для биампинга, а возиться с «железными» кроссоверами не очень хотелось.

Ко всему прочему начался карантин и все пришлось делать не выходя из дома. Настольный ЧПУ ограничен размером в 25х18см обрабатываемой детали, отсюда итоговый размер устройства и компоновка электроники. Лучше конечно было бы сделать коробку больше в ширину и ниже по высоте, но получилось так.

Примерил все железки под вырезы.

Справа: USB I2S SUPER PRIME, DAC PCM5102A, RDC2-0027v3 ADAU1701. Ну и всякие коннекторы и крутилки.

Дорезал и склеил остальные части коробки.

Покрываем морилкой.

Сошлифовываем морилку. 😉

Покрывам маслом.

С внешним видом закончено.

Терминалы и коннекторы влезли по местам, что не может не радовать.

Внутри тоже все поместилось. Следующий этап — сделать так, что бы все это заработало.

После продолжительной еб.. экспериментов с подключением и перебором вариантов, выяснилось, что аналоговые выходы у adau1701 шумят. Мне конечно, говорили, что это так, но я не представлял на сколько. В итоге пришлось ставить дополнительные ЦАПы, и уже они зазвучали без фона. Но пришлось переделывать внутренности. Усилители поменял на TPA3116D2 2×80Вт, потому что они были. Плюс они были меньше по размеру и мощнее.

В такой конфигурации все завелось. Но надо было делать другую связку процессор-цап. Либо ставить adau1452 и несколько pcm5102, или adau1701 и ad1934. У adau1701 всего один i2s выход и делить его не несколько ЦАПов чревато наводками.

Что имеем в итоге: ЦАП (44,1кГц/16бит/WASAPI) подает сигнал на adau1701. Процессор делит сигнал на сч/вч и подает на два стерео усилителя (4 канала). Плюс выход на сабвуфер. К DSP подключены 3 потенциометра (громкость, баланс, вч). Не уверен что такая конфигурация крутилок приживется, и в этом плюс управления с процессора — можно изменить назначение не переделывая физических подключений.

Хотелось бы все-таки корпус по тоньше — очень массивный получился. В adau1701 можно воткнуть 4 крутилки, так что можно еще одну добавить. И, наверное, сделать выход на наушники.

Весь Мир Hi-Fi Обзоры товаров>3500Как выбрать. Гид покупателя240Полезные советы235 Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок64«Сделай сам»43Готовые проекты Аудиомании37Пресса об Аудиомании44Видео321Фотогалерея90Интересное о звуке597Новости мира Hi-Fi1484Музыкальные и кинообзоры346

Сейчас в продаже

Внешний ЦАП RME ADI-2 DAC FS 113 576 руб.

RME

RME — это молодая немецкая компания разработчиков, создающих инновационные высококачественные решения в сфере цифрового звука, отличающиеся дружелюбным интерфейсом и демократичными ценами. Основанная в 1996 году, RME быстро вышла в лидеры рынка и расширила своё влияние на основные международные рынки.

Подробнее о бренде RMEОбзоры товаров под маркой RME (2)Официальный сайт RME www.rme-audio.de Аудиомания — официальный дилер

RME

Первый продукт для обычных любителей музыки от специалистов по оборудованию звукозаписывающих студий на редкость хорош, как в плане оснащенности, так и по качеству звучания.

Сохранить и прочитать потом —

За

  • Отличное звучание: тонально сбалансированное, тембрально насыщенное, детальное, энергичное и динамичное
  • щедрая оснащенность
  • компактность
  • качество изготовления и отделки
  • цена

Против

  • Ничего, если не считать мудреной системы управления

Для кого

  • С учетом цены – для самого широкого круга любителей музыки, в первую очередь тех, кто предпочитает ее слушать с компьютера в наушниках

Для чего

  • Для достижения самого высокого качества звучания цифрового аудио

С чем сочетается

  • Станет компонентом Hi-Fi-системы или партнером для компьютера и наушников или активных АС, обеспечивая к тому же широкие возможности по подстройке звучания под акустику помещения или под жанр музыки и вкусы слушателя.

Устройство запитывается от комплектного адаптера. Можно использовать также внешнюю аккумуляторную батарею.

Конструкция и оснащенность

Небольшой – меньше тетрадного листа в основании – RME ADI-2 DAC FS выглядит симпатично, но нельзя сказать, что изысканно: на его передней панели немало кнопок, круглых ручек и разъемов. Есть также небольшой цветной дисплей, помогающий оперировать его бесчисленными настройками.

Систему управления простой не назовешь, однако, имея под рукой толковое руководство пользователя (на английском и немецком языках) и повозившись с нею, спустя непродолжительное время вникаешь в логику ее авторов. К счастью, заводские настройки таковы, что можно приступать к прослушиванию сразу же, и качество звука будет на высоком уровне, а имеющийся в комплекте пульт ДУ делает базовое управление ЦАП интуитивно понятным большинству тех, кто более или менее в теме.

Цифровые потоки компонент принимает через асинхронный USB-порт и два SPDIF-входа – оптический (с поддержкой формата ADAT – привет от профессионалов) и коаксиальный. Аналоговые сигналы он выдает на балансный XLR- и несимметричный RCA-выходы, а также на два разъема для наушников, снабженных собственными контурами усиления.

С целью лучшего согласования с подключенными устройствами, например, активными колонками или усилителем, для линейных выходов через меню можно установить один из четырех уровней выходного сигнала.

Для 6,3-миллиметрового выхода на наушники предлагается выбрать опцию Hi-Power, если подключенная модель имеет высокое входное сопротивление. Вместе с тем, блок усиления Extreme Power, обслуживающий этот разъем, обеспечивает защиту наушников от чрезмерных, способных привести к разрушению перегрузок, в частности, специальное реле отключает сигнал, если в нем обнаруживается постоянная составляющая. Он наделен и другими функциями, присущими «большим» усилителям мощности, а также оснащен сенсором, дающим команду звуковому процессору сгладить и растянуть во времени нарастание громкости, чтобы слушатель смог прореагировать на ее слишком высокий уровень.

Второй выход на наушники, 3,5-миллиметровый, названный IEM (In Ear Monitors), рассчитан на подключение современных особо чувствительных вкладышей с минимальным импедансом. Усилитель, работающий на этот выход, имеет практически нулевое выходное сопротивление и рекордно низкий уровень собственных шумов.

Через меню можно настроить автоматическое отключение линейных выходов, если устройство используется с наушниками.

Встроенный DSP позволяет изменять АЧХ устройства (регулировать тембры, выполнять пятиполосную эквализацию, включать тонкомпенсацию), задействовать функцию Crossfeed, делающую акустическое пространство, формируемое наушниками, похожим на звуковую сцену АС, менять полярность сигнала, делать из моно стерео и наоборот. Этот ЦАП также позволяет через USB-порт записывать сигнал, поступающий на SPDIF-входы.

Имеющий полностью балансную архитектуру RME ADI-2 DAC FS базируется на микросхеме цифроаналогового преобразования AKM AK4493. Оригинальная схемотехника, разработанная инженерами компании, позволяет полностью реализовать все характеристики этого чипа: поддержку дискретизации до 32 бит/786 кГц для PCM и DSD до DSD256, а также обеспечить поразительные цифры уровня шума в -123 дБА, КНИ в -120 дБ и КНИ+шум в -116 дБ. Предусмотренные в ней шесть цифровых фильтров сделаны доступными пользователю через меню.

При работе с потоком, поступающим через USB-порт, используется встроенный фирменный «фемтосекундный» генератор тактовых импульсов SteadyClock FS, радикально снижающий шумы и искажения, связанные с джиттером.

В устройстве установлена вентильная матрица, которая позволяет обновлять ПО и добавлять функции.

Дисплей позволяет производить настройки, а также выводит информацию о них и о параметрах обрабатываемого цифрового потока. Он может также показывать моментальный спектр аудиосигнала.

Превосходное звучание в солидной системе

Этот ЦАП RME может использоваться и как элемент солидной Hi-Fi-системы, и в паре с ПК в роли внешней звуковой карты. В частности, он не спасовал перед такими солидными компонентами, как усилитель Plinius Hiato при подключении к его XLR-разъемам и напольные колонки Revel Performa F-52. Источником цифрового контента в данном случае выступал сетевой проигрыватель Aurender A100, оснащенный портом USB, через который выводится цифровой поток, и ПО, соответствующим спецификации USB Audio Class 2.0.

Звучание получается сбалансированным, тембрально насыщенным и энергичным. Но особенно хочется отметить великолепное разделение всех мелодических линий и голографическую выпуклость сфокусированных музыкальных образов. Это не просто детальность, а ее, если так можно выразиться, следующая версия. При этом подача цельная, без разрывов и нестыковок. В композициях любой сложности каждый элемент занимает свое место и органично дополняет другие.

Во «Временах года» в интерпретации Макса Рихтера (альбом Recomposed by Max Richter. Vivaldi. The Four Seasons) в формате MQA с сервиса Tidal в прекрасной гармонии сосуществуют акустические инструменты и электронные эффекты. Солирующая скрипка звучит натурально и эмоционально: то душевно и мелодично, то резко и капризно. Верха, когда требуется, очень нежные и легкие, наполненные тонкими нюансами. Басовая линия четкая и глубокая; в финале Summer 3 она возникает где-то в глубине сцены, ее низкочастотные пульсации становятся все громче и отчетливее и в конце трека они вытесняют мелодии Вивальди, создавая тревожный и гнетущий настрой.

Все меры разработчиков RME ADI-2 DAC FS по борьбе с шумами и искажениями приносят зрелые плоды при воспроизведении арии Маргариты из оперы А. Бойто «Мефистофель» в исполнении А. Нетребко с альбома Verismo (также с Tidal в MQA). Эта запись отличается огромным динамическим диапазоном, начинаясь с еле слышного басового вступления и доходя до апогея громкости в колоратурных взлетах певицы. Слышно все до мельчайших подробностей и в том, и в другом случае; при этом сцена остается стабильной, инструменты и вокал четко сфокусированными, а способность системы не упускать тончайшие вариации динамики делает подачу исключительно выразительной.

Настоящие Hi-Res-файлы с подключенного к Aurender A100 жесткого диска проигрываются так же отменно. Ремастированный альбом Machine Head группы Deep Purple в формате 24/96 демонстрирует завидные драйв и проворство, создавая у слушателя композиции Highway Star ощущение несущегося с огромной скоростью автомобиля. И в то же время хорошо знакомые песни предстают аутентичными, без налета современных акцентов.

Порадовало также звучание альбома Clap Hands, Here comes Charlie! Эллы Фитцджеральд (24/96). «Виниловый» шум, присущий ему, точно дозируется – создает «аромат», но не раздражает – а голос певицы текучий, плавный, естественный и очень приятный.

На задней панели – только традиционные для мира Hi-Fi разъемы.

Коварная «цифра»

Мы уже не раз отмечали коварство цифровых потоков: казалось бы, как можно испортить последовательность импульсов, но на деле они требуют еще более тонкого обращения, чем, допустим, сигнал с виниловой вертушки, чтобы продемонстрировать, что современное аудио – это все же не только удобно, но и качественно в плане звучания.

Установив необходимый драйвер на ноутбук под Windows 10 и используя популярный программный плеер Foobar2000, мы продолжили тестирование ADI-2 DAC FS – и довольно сильно огорчились. Волшебное очарование звучания нашей системы исчезло. В целом, все складывалось неплохо, но мы-то уже знали, как может быть. При использовании компьютера в роли источника контента всегда надо иметь в виду, что операционная система вносит изменения в исходные цифровые данные при их подготовке к выводу через USB-порт. Как с этим бороться, описано, к примеру, здесь. Впрочем, можно использовать также другие программные плееры и выполнять необходимые настройки в них. С JRiver звучание получается, к примеру, заметно лучше.

Небольшой пульт ДУ позволяет быстро изменить самые главные настройки без необходимости навигации по обширному меню.

Звук на любой вкус

Многие любители музыки предпочтут использовать это устройство RME в качестве настольного компонента с компьютером и наушниками или активными колонками. Надо сказать, что оно к этому весьма располагает: его приятно иметь под рукой и «баловаться» в процессе прослушивания многочисленными настройками или просто созерцать спектрограмму исполняемой композиции.

Нашими компаньонами на данном этапе тестирования стали полноразмерные модели Oppo PM-3 и Neumann NDH 20. Обе они продемонстрировали лучшее, в частности, более динамичное звучание в режиме Hi-Power, несмотря на невысокое сопротивление первой (26 Ом). Для второй с ее показателем в 150 Ом он и вовсе обязателен.

С Oppo PM-3 этот ЦАП/усилитель для наушников демонстрирует сбалансированное, детальное, насыщенное звучание. «Поганый пляс Кощея» из балетной сюиты Стравинского «Жар-птица» в формате 24/192 исполняется замечательно: с разнообразными и узнаваемыми голосами инструментов, прихотливым, но четким ритмом, стремительной атакой, выразительными динамическими взлетами, могучими ударами барабанов, легкой и звонкой перкуссией. При этом не наблюдается никаких цифровых артефактов, музыка льется непрерывным потоком, слитно – если так можно сказать об этом произведении. Акустическое пространство большое, живое, наполненное воздухом, образы точно сфокусированы.

Рэп 50 Cent с альбома The Massacre, а именно I’m Supposed To Die Tonight в CD-качестве подается внушительно, с упругим и глубоким басовым ритмом, отменной прорисовкой всех элементов композиции и артикулированным выразительным голосом солиста. Наушники Oppo достигают такого результата с заводскими установками, а NDH 20 понадобилась корректировка ВЧ на +4 дБ, быстро доступная с пульта ДУ. Без нее было много баса, но маловато детальности. Еще лучшего результата можно добиться, используя функцию эквалайзера и потратив определенное время для подстройки звучания этих наушников по своему вкусу. Эти пользовательские настройки можно запоминать (до 20 штук) и выбирать при необходимости нужную.

Функция Crossfeed особого впечатления не произвела, и цифровые фильтры не сильно влияют на звук, но попробовать каждый из них стоит – у каждого пользователя свой вкус.

RME ADI-2 DAC FS может работать с DSD-потоками в таких представлениях, как DSD over PCM (DoP) и Native. В обоих случаях DSD-кодированные данные доставляются на вход микросхемы ЦАП AKM AK4493 в оригинальном виде без промежуточной конвертации в PCM, а все DSP-эффекты при этом отключаются.

Цифровой регулятор громкости, встроенный в AK4493 (как и во все прочие современные микросхемы ЦАП), может работать только с PCM, поэтому DSD-поток автоматически в него конвертируется самим чипом. Тем же пользователям, которые хотели бы исключить это «лишнее» преобразование, разработчики рекомендуют активировать в настройках режим DSD Direct. В этом случае регулировка громкости отключается, также как и выходы на наушники, а аналоговый сигнал поступает только на линейные выходы.

Тем не менее, альбом Jazz At The Pawnshop в DSD128 и при конвертации в PCM с частотой дискретизации 176,4 кГц при прослушивании в наушниках звучит замечательно – с присущей этому однобитному формату особой текучестью.

Подводим итоги

Пожалуй, в этом, да и в существенно более высоком ценовом сегменте у RME ADI-2 DAC FS нет конкурентов ни по оснащенности, ни по качеству звучания. Возможно, его стоимость обусловлена периодом вхождения на новый для компании рынок, так что любителям цифрового аудио, подыскивающим ЦАП/усилитель для наушников, стоит поторопиться с покупкой.

Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты январь 2020 г.

Этот обзор прочитали 3 999 раз Почитать еще:

  • 16 февраля 2017Hybrid Log Gamma: новый формат ТВ-трансляций в HDR

  • 26 августа 2019THX обновила трейлер со своим фирменным джинглом

  • 11 апреля 2018Энергия в Кубе: 6 альбомов афрокубинского джаза

Содержание

Как подключить синхронный интерфейс i2s для цап

Имеется контроллер STM32F205 (корпус 64 пин). У этого контроллера есть две шины I2S. Контроллер будет декодировать mp3 с внешнего USB или SD носителя. Далее звук надо подать на ЦАП PCM1742. Как осуществить подключение? Какая то каша у меня в голове, никак не соображу.

Cижу конфигурирую выводы в STM32 MicroXplorer. Один из выходов I2S в режиме Master_with_clock:

На PCM1742 так же присутствует вход для этого тактирования. Обязательно ли использовать I2S_MCLK с 6-й ноги порта С или же можно подать такт с ноги какого нибудь таймера? Спрашиваю потому что сейчас развожу плату и I2S перекрывается с ногами SDIO.

Интересная статья на этот счет: http://www.compeljournal.ru/enews/2011/2/8 Но надо ли подключать I2S_MCLK всё равно не пойму.

ibiza11
Мудрый кот

Карма: 21 Рейтинг сообщений: 142 Зарегистрирован: Сб фев 21, 2009 13:11:40 Сообщений: 1898 Откуда: Москва Рейтинг сообщения:

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/quote

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

BCluster
Собутыльник Кота

Карма: 11 Рейтинг сообщений: 46 Зарегистрирован: Пн апр 06, 2009 19:33:29 Сообщений: 2507 Откуда: Молдова, Кишинев Рейтинг сообщения: Медали: 1

Приглашаем на вебинар, посвященный экосистеме безопасности и возможностях, которые появились у разработчиков благодаря новой технологии TrustZone в микроконтроллерах STM32L5. Программа рассчитана на технических специалистов и тех, кто уже знаком с основами защиты ПО в STM32.

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

Т.е. на выводе I2S_MCLK присутствует частота сэмплирования умноженная на 256. Если посчитать, то всё сходится с таблицей приведенной в даташите на PCM1742.

По I2S теперь понятно. Меня MicroXplorer с панталыку сбил. В даташите написано:

Т.е. 2 из 3-х SPI могут работать как I2S как я понимаю. А MicroXplorer рисует всё на отдельных пинах. Как будто у контроллера 3 SPI и 2 I2S.

Буду дальше ещё читать.

650 В карбид-кремниевые (SiC) MOSFET компании Wolfspeed имеют самый низкий в отрасли показатель сопротивления открытого канала и наименьшую его зависимость от температуры, что дает им преимущество не только перед обычными кремниевыми (Si) 650 В MOSFET, но и перед нитрид-галлиевыми транзисторами.

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

Всё это сугубо в личных учебных целях. Для автомобиля. Укажите на слабые места.

Примерный усилитель для рис. 2 (5-ти канальный с фильтрами) Kicx QS 5.300 Цена

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

radiokot__
Мучитель микросхем

Карма: 1 Рейтинг сообщений: 5 Зарегистрирован: Вс янв 15, 2012 19:58:40 Сообщений: 454 Рейтинг сообщения:

ПРИСТ расширяет ассортимент

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 8 ]

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Источник

Как подключить синхронный интерфейс i2s для цап

Имеется контроллер STM32F205 (корпус 64 пин). У этого контроллера есть две шины I2S. Контроллер будет декодировать mp3 с внешнего USB или SD носителя. Далее звук надо подать на ЦАП PCM1742. Как осуществить подключение? Какая то каша у меня в голове, никак не соображу.

Cижу конфигурирую выводы в STM32 MicroXplorer. Один из выходов I2S в режиме Master_with_clock:

На PCM1742 так же присутствует вход для этого тактирования. Обязательно ли использовать I2S_MCLK с 6-й ноги порта С или же можно подать такт с ноги какого нибудь таймера? Спрашиваю потому что сейчас развожу плату и I2S перекрывается с ногами SDIO.

Интересная статья на этот счет: http://www.compeljournal.ru/enews/2011/2/8 Но надо ли подключать I2S_MCLK всё равно не пойму.

ibiza11
Мудрый кот

Карма: 21 Рейтинг сообщений: 142 Зарегистрирован: Сб фев 21, 2009 13:11:40 Сообщений: 1898 Откуда: Москва Рейтинг сообщения:

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/quote

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

BCluster
Собутыльник Кота

Карма: 11 Рейтинг сообщений: 46 Зарегистрирован: Пн апр 06, 2009 19:33:29 Сообщений: 2507 Откуда: Молдова, Кишинев Рейтинг сообщения: Медали: 1

Приглашаем на вебинар, посвященный экосистеме безопасности и возможностях, которые появились у разработчиков благодаря новой технологии TrustZone в микроконтроллерах STM32L5. Программа рассчитана на технических специалистов и тех, кто уже знаком с основами защиты ПО в STM32.

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

Т.е. на выводе I2S_MCLK присутствует частота сэмплирования умноженная на 256. Если посчитать, то всё сходится с таблицей приведенной в даташите на PCM1742.

По I2S теперь понятно. Меня MicroXplorer с панталыку сбил. В даташите написано:

Т.е. 2 из 3-х SPI могут работать как I2S как я понимаю. А MicroXplorer рисует всё на отдельных пинах. Как будто у контроллера 3 SPI и 2 I2S.

Буду дальше ещё читать.

650 В карбид-кремниевые (SiC) MOSFET компании Wolfspeed имеют самый низкий в отрасли показатель сопротивления открытого канала и наименьшую его зависимость от температуры, что дает им преимущество не только перед обычными кремниевыми (Si) 650 В MOSFET, но и перед нитрид-галлиевыми транзисторами.

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

Всё это сугубо в личных учебных целях. Для автомобиля. Укажите на слабые места.

Примерный усилитель для рис. 2 (5-ти канальный с фильтрами) Kicx QS 5.300 Цена

mr_smit
Вымогатель припоя

Карма: 4 Рейтинг сообщений: 16 Зарегистрирован: Пн мар 23, 2009 09:25:58 Сообщений: 646 Откуда: Самара Рейтинг сообщения:

radiokot__
Мучитель микросхем

Карма: 1 Рейтинг сообщений: 5 Зарегистрирован: Вс янв 15, 2012 19:58:40 Сообщений: 454 Рейтинг сообщения:

ПРИСТ расширяет ассортимент

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 8 ]

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Источник

READ  Как подключить вентилятор канальный вытяжной

Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби — сборке различных аудио устройств.

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот 20Гц — 20кГц. — зависит от частоты дискретизации воспроизводимого файла.

Уровень собственных шумов -110дБ

Динамический диапазон 110 дБ

Коэффициент гармонических искажений 0.0004%

Взаимное проникновение каналов -105дБ

Интермодуляционные искажения 0,0017%

По сложившейся здесь традиции, сразу публикую фото готового устройства, а уже потом процесс его создания:

Сегодня я наконец готов рассказать о том, как я собираю цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП). Тот, о котором дальше пойдет речь уже третий по счету. Первый — был для меня настоящим вызовом. Я даже сам не представлял как я справлюсь с такой задачей. Теперь же спустя несколько лет, я уже не вижу в этом особых сложностей. Поэтому, если кто-то еще так же как и я вдохновляется хорошей музыкой и кому хочется самому собрать для себя цап наивысшего качества по вполне бюджетной цене — присаживайтесь по-удобнее.

Первый в своей жизни ЦАП на микросхеме AK4495seq я собрал для своего друга, т.к. он не мог найти достойного качества по разумной цене. С тех пор все цапы я собираю на этой микросхеме. Мы вместе выбирали и сравнивали разные готовые модели цапов в интернет-магазинах и в итоге поняли, что требуемое качество совершенно не подходит по цене. В итоге было решено попробовать собрать цап самостоятельно. В итоге цапом остались довольны.

Первый вопрос, который меня волновал, это то, что понадобится какой-то драйвер для usb под windows. Написать его самостоятельно я точно не смогу. Изучив тему, я понял, что и не придется. Cегодня на рынке топовых решений существует два варианты — это относительно дешевые usb интерфейсы на микросхеме XMOS U8 и прямой его конкурент с чуть лучшими характеристиками Amanero. Для этих плат уже есть драйверы, написанные разработчиками. Для Mac OS и Linux драйверы и вовсе не нужны. Платы конвертируют сигнал от шины usb в шину I2S, по которой принимают данные все современные цапы. Все, что требуется, это соединить его по шине I2S проводами к соответствующим пинам. Обычно они подписаны на плате. Оба интерфейса 32 битные и поддерживают частоты дискретизации вплоть до фантастических 384кГц. Также они поддерживают воспроизведение DSD файлов. XMOS u8 до DSD256, а Amanero до DSD512. Музыку в таком качестве мне удалось найти всего лишь на одном сайте. И это в основном классика. Около 20 композиций на сегодняшний день.

Небольшое отступление в теорию.

Сразу хочу объяснить для чего такие заоблачные характеристики. Многие подумают, что и 44.1кГц, которые поддерживают все устройства сегодня, вполне достаточно. Обычно такие люди сразу вспоминают теорему Найквиста-Котельникова. Забывая при этом, что она сформулирована для непрерывных гармонических сигналов, которыми музыка не является. Суть теоремы состоит в том, что непрерывный сигнал с ограниченным спектром можно абсолютно точно представить набором его отдельных значений (В«отсчетовВ»), следующих с равными интервалами, при условии, что частота следования этих отсчетов, как минимум, вдвое превышает верхнюю границу спектра указанного сигнала.

То есть для цифрового представления максимальной частоты, слышимой человеком (20 кГц), нам понадобится частота дискретизации в два раза больше — 40 кГц. Для наглядности приведу фото. Но возьмем частоту не в двое, а в 4 раза меньше частоты дискретизации — 11025 кГц. Такую частоту совершенно точно слышат все люди, а не только летучие мыши. Вот так примерно выглядит аналоговый непрерывный синусоидальный сигнал с частотой в 11,025кГц на экране осциллографа

image

А вот так выглядит его цифровое представление при частоте дискретизации 44100 Гц:

image

Как видно, сохраняется только частота сигнала, но никак не его форма. Что не удивительно, т.к. на один период сигнала приходится всего 4 отчета. И это еще если частота сигнала кратна частоте дискретизации. А если взять не кратную, например 10 кГц ровно, то получится, что отчеты уже не будут приходиться на максимумы и минимумы нашего исходного сигнала и картина изменится:

image

Как можно заметить, изменяется даже амплитуду сигнала.

А вот так выглядит тот же сигнал в 11025Гц, представленный в цифровом виде с частотой дискретизации 192кГц:

image

Уже гораздо больше похоже на оригинал, т.к. отчетов на один период выходит 18 и сигнал описывается точнее. Я считаю, что этого вполне достаточно. Конечно данную проблему можно с успехом решить различного рода фильтрами и апсэмплингом, что и делается сегодня, и благодаря чему дискретизации с частотой 44100 Гц достаточно абсолютному большенству. Но этой теме можно посвятить отдельную научную статью. Надеюсь, теперь отпадет вопрос в необходимости частот дискретизации 96 кГц и192 кГц.

После небольшого отступления возвращаемся обратно.

Сейчас же я собираю цап уже для себя.

Свой выбор usb интерфейса я остановил на Amanero, т.к. до этого делал на микросхеме XMOS U8, а теперь хотел узнать про второй.

Вопрос выбора микросхемы цап был решен уже тогда, когда я собирал первый вариант для своего школьного друга. Это все та же AK4495seq. Это 32 битный чип (вместе с amanero получается полностью 32 битное устройство). Максимальная частота дискретизации еще более впечатляет — 768кГц. Поддерживает воспроизведение DSD файлов 2.8МГц 5.6МГц (DSD64 и DSD128) в режиме native, без конвертации в PCM формат.

Также после микросхемы цапа должен стоять буферный усилитель выполненный по схеме активного фильтра нижних частот, для эффективной фильтрации воспроизводимого диапазона. Рекомендуемая его схема уже представлена в datasheet к цапу и выглядит следующим образом:

image

На каждый канал требуется по 3 монофогических операционных усилителя NJM5534D. Такое решение позволяет достичь заявленных производителем характеристик готового цапа.

Мне удалось найти печатную плату, выполненную по такой схеме и набор подобранных радиолэлементов к ней. Это сильно упрощает задачу.

image
image

Я предпочитаю всегда брать не собранные варианты, т.к. качество китайской пайки зачастую низкое, а также я получаю большее удовольствие от сборки, когда паяю сам. К тому же это позволяет еще и сэкономить, т.к. не собранные платы еще и дешевле.

Вот, к примеру, как должен вытекать припой на обратную сторону платы по ножке радиоэлемента, чтобы можно было говорить о качественной пайке, также при правильно подобранной температуре жала паяльника, пайка получается блестящей. Обязательно следует отмывать платы от флюса, даже если на нем написано, что этого допускается не делать.

Заранее я прикидывал компоновку плат в корпусе, не без помощи, конечно. В 

На фото можно заметить уже собранный усилитель для наушников, который я хотел установить в корпус цапа, но кошак сказала, что так делают только оч маленькие дети и все равно он не помещается, еще кошак передавала привет stalker29218.

Ну что ж, кошак дело говорит. Решено было сделать так:

На фото стабилизатор двуполярного питания на LM317 LM337 + TL431 с возможностью регулировки выходного напряжения подмтроечными резисторами для положительного и отрицателного плеча, ниже плата цапа и нч-фильтра, usb интерфейс Amanero, 2 трансформатора отдельно для аналоговой и цифровой схемы, рядом с которыми фильтр от электромагнитных помех в питающей сети. Питание цапа реализовано на самой плате.

К моменту фотографии уже был сделан тестовый запуск.

Все платы были закреплены на стойки к металлическому дну, толщина которого позволила нарезать резьбу и закрепить платы без гаек заподлицо.

Итого 28 отверстий с резьбой, включая 4 отверстия для крепления ножек. Еще 2 сзади под тюльпаны и одно квадратное для usb разъема. Провозился целый день.

Весь следующий день я занимался соединением плат и прокладыванием проводов внутри корпуса. Вот, что у меня вышло:

Кнопка при включении загорается белым.

Многие бы на этом остановились, и считали бы процесс завершенным. В комментариях бы начали задавать вопросы по поводу звучания и началась бы аудиофилия чистой воды. Поэтому я считаю, что все посты про сборку усилителей, цапов и прочей аудиотехники должны заканчиваться реальными замерами характеристик с предоставлением всех графиков для объективной оценки качества двух устройств между собой. Чтобы можно было сказать, что, да это устройство лучше, а это хуже. Я крайне не приемлю словесное описание звука. Никакая теплота и воздушность не подходит. Что вот это значит вообще? Как можно судить, что это устройство выдает более теплый звук, а это мене. Я не филолог и не лингвист, я инженер. Я окончил факультет радиотехники и электроники и для меня понятны сухие цифры и графики. Никакая эмоциональная составляющая не должна влиять на оценку качества устройства. Как бы Вы не были рады и горды собой, когда собственными руками собрали свой усилитель, вы должны задать себе всего один вопрос, который я постоянно себе задаю В«А не херню ли я собрал?В». Как доказать, что устройство действительно хорошее? Только измерениями фактических характеристик. Поэтому дальше я прилагаю графики, сделанные с помощью программы RightMark Audio Analyzer (RMAA 6.4.2) и аудио интерфейса E-MU Tracker Pre.

График АЧХ:

Из графика видно, что полоса пропускания абсолютно ровная и ограничивается 20 кГц. Заметна небольшая разница между левым и правым каналом. Согласно измерениям, она составляет не более 0,2 дБ.

Уровень шума:

Шумовая полка на ВЧ находится на уровне -141 дБ. Есть небольшие всплески, не превышающие -132 дБ в диапазоне от 1кГц до 3кГц. Так как речь идет о всем звуковом диапазоне, то уровень шума необходимо брать по наибольшему значению, что составляет менее — 120 дБ. Если брать частоту в 1 кГц, то уровень шума можно записать, как -142 дБ. Но на графике видно, что есть значения выше.

Динамический диапазон:

Измеренное значение составляет 110дБ.

Суммарные гармонические искажения + шум:

Коэффициент гармоник 0,0005% — худшее значение за все измерения. Обычно 0,0004%

Как видно, вторая и третья гармоники находятся на уровне примерно -114 дБ. Отсутствует полностью фоновый шум питающей сети в 50 Гц и 100Гц, а также гармоники выше 3 ей.

Интермодуляционные искажения:

0,0016%

Взаимное проникновение каналов в зависимости от частоты:

На 100ГцВ  -103 дБ

На 1кГцВ  -103 дБ

На 10кГцВ  -83 дБ

Интермодуляционные искажения для плавающего тона:

На 5 кГцВ  0,0017%

На 10 кГц В 0,0014%

На 15 кГц В 0,0020%

Естественно прилагаю полный отчет в архиве.

Есть также файл сохранения, который можно загрузить в RMAA и детально изучить все графики, а также сравнить с другими устройствами.

Очень надеюсь, что Вам понравился мой пост и я им заложу новую традицию — публиковать результаты измерений своих устройств.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий