Последовательная и параллельная распайка звукоснимателей

12 сентября 2010 | Максим Иванов

Нас часто спрашивают насчёт распайки звукоснимателей на разных гитарах и мы пришли к выводу, что многие гитаристы не понимают как это работает и в чём разница в звуке. Мало кто знает, что такое последовательная, параллельная распайка звукоснимателей, что такое переключение фазы и отсечка катушек. Мы решили навести в этом деле порядок, расставив все точки над «ё».

image

Распайка звукоснимателей в стандартном Стратокастере

Понимание самой концепции последовательных и параллельных цепей может серьёзно расширить ваш диапазон звучания, вы будете понимать как паять датчики, как перепаивать гитарные кабинеты на другое сопротивление в омах, а также поймете как работает петля эффектов в вашем усилителе, таким образом вы сможете настроить тот звук, который вам необходим. Это не сложный вопрос, но в интернете бывает проблематично найти прямые ответы на свои вопросы. Давайте начнём с самого популярного способа распайки звукоснимателей на электрогитарах с двумя или тремя датчиками — параллельной распайки.

Представьте себе, что параллельная цепь — это железнодорожные рельсы. Каждая из рельс не зависит друг от друга, так же как + и — в электронной цепи. Плюс и земля — это шпалы. Выход из звукоснимателя подключён к переключателю датчиков, а земля — к одной точке (обычно это обратная сторона потенциометра громкости). Чтобы лучше представить как это работает, взгляните на схему выше.

image

Распайка датчиков у Брайана Мэя (Queen)

У Брайана в гитаре три сингловых звукоснимателя, подключённых последовательно, поэтому его гитара звучит непохоже на Страт. Заметьте, как идёт ток через датчики. Даже несмотря на множество переключателей фаз на гитаре Брайана Мэя, выход из одного датчика соединён со входом в другой. Именно так вы соединяете между собой ваши педали эффектов. Эти два метод распайки звукоснимателей дают нам два различных типа звучания, оба они  вполне применимы. Нет единственно правильного способа подключения датчиков и многие гитаристы предпочитают иметь обе возможности для максимальной универсальности. Ладно, оставим ассоциации и перейдём к самому интересному — разнице в звуке. Представьте себе как звучит Страт во второй позиции (neck/mid) или в четвёртой (mid/bridge). Вы слышите классический звонкий звук страта с низким уровнем шума и небольшим выходом (песня Sultans of Swing — хороший пример). Два датчика работаю как своего рода фильтр, понижая сопротивление друг друга. В этом суть параллельной распайки и именно она даёт вам тот самый чистый звук — звонкий, стеклянный, упругий и искристый. Именно поэтому гитара Брайана Мэя не имеет со стратом ничего общего, скорее его датчики звучат похоже на хамбакеры. Сделайте паузу и прослушайте следующие два примера звучания гитар с разным типом распайки звукоснимателей. Первый пример — это Telecaster с 4-позиционным переключателем, второй — Strat с системой S-1. 

Хамбакер — это звукосниматель с двумя катушками обратной полярности, обратной обмоткой, подключенными последовательно. Хамбакеры звучат более темно (как в примерах выше) + у них более мощный выход. Тем не менее, хамбакеры с 4 проводами можно подключать параллельно и добиваться от них синглового звучания — яркого и звонкого. Seymour Duncan пишет на своём сайте, что “хамбакер, подключённый параллельно, звучит на 30% тише, чем если бы подключили последовательно.”

Хамбакер — это звукосниматель с двумя катушками обратной полярности и обмотки

При таком подключении звукосниматель будет звучать похоже на 2 сингла, расположенных рядом благодаря своей обратной полярности и обмотке. Хотя у нас нет для вас звукового примера, вы вполне можете найти на YouTube то, что нужно, просто вбейте в поиск “series parallel humbucker”. Надеюсь, мы немного прояснили ситуацию насчёт того, почему синглы и хамбакеры звучат по-разному. Помимо материалов, из которых они изготовлены,различное подключение датчиков даёт практически прямо противоположный результат. Удачи вам в экспериментах с вашим звуком!

Сегодня рассказываем какой принцип работы звукоснимателей и регуляторов на примере электрогитары Fender.

Переключатель представляет собой небольшую ручку, размещённую по диагонали в нижней части пикгарда (недалеко от верхних струн инструмента).

Его расположение максимально удобно — переключатель находится недалеко от струн, до него довольно просто достать рукой, которой вы бьёте по струнам, при этом положение выбрано таким образом, чтобы минимизировать случайные переключения в пылу игры.

У ручки пять положений. В зависимости от места, в которое переведён свитч, меняется комбинация используемых звукоснимателей. Чтобы понять, как работает 5-позиционный переключатель, пронумеруем положения свитча цифрами от 1 до 5.

Предположим, что цифра «1» будет обозначать самое нижнее положение переключателя (ближе к регулятору тона, находящемуся посередине), цифра «3» — среднее положение (свитч находится ровно посередине), а цифра «5» — самое верхнее положение (ближе к струнам).

Цифры «2» и «4» обозначают промежуточные положения между единицей, тройкой и пятёркой.

В зависимости от комбинации установленных датчиков (H-S-H, H-S-S или даже редкого варианта H-H-H), пятипозиционный регулятор всегда работает одинаково:

  • Самое верхнее положение, при котором свитч смотрит прямо на струны, активирует нековый датчик, установленный ближе к грифу.
  • Строгое среднее положение включает средний датчик.
  • Самое нижнее положение, в котором свитч «смотрит в пол» включает в работу только бриджевый датчик, установленный около струнодержателя (бриджа).

Все остальные положения комбинируют датчики между собой. Какая бы комбинация звукоснимателей не была установлена на Стратокастере или Супер Страте, принцип работы остается неизменным. 

Вам понравилась статья? Previous ArticleHoliday At HomeNext ArticleАлеаторическая техника You May Also Like

Цветовая маркировка основных звукосниматалей.

Иногда нужно заменить звукосниматели, многие производители в комплекте с датчиком прилагают схему распайки и описание цветовой маркировки проводов. Ниже приведены данные по маркировке основных производителей. Нужно учесть, что практически у всех провод земля выводится отдельно, обычно он представляет оголенный провод. припаянный прямо к корпусу звукоснимателя.

По типам звукосниматели можно разделить на следующие:

  • сингл (singles coil) — звукосниматель, который содержит одну катушку. Звук с них очень звонкий и хорошо различимый звук, обладают рядом недостатков — не достаточно «плотный» звук от игры с эффектами типа дисторшн и большая чувствительность к магнитным полям (отсюда наличие большегего количества шумов в синглах ).
  • Хамбакер (hum-bucker) — фактически это два сингла, просто в одном корпусе. Главная задача хамбакера — устранить недостатки сингла. Фон практически полность отсутствует, звук более «плотный», но менее прозрачный. Хамбакеры менее пригодны для соло, но отлично подходят для мощного перегруза. Хамбакер состоит из двух катушек индуктивности, находящихся в разных полюсах магнитного поля и намотанных в противофазе (стандартно). Суть противофазы — сигнал низкой частоты, сформированный в двух проводниках, может быть разнонаправлен. При стандартном (противофазном) расположении катушек в хамбакере, расположенных на разных полюсах магнита (северном и южном), сигнал от струн формируется в катушках и складывается, а шумы (помехи), которые не зависят от магнитов — вырезаются. Струна кроме основного колебания, делает еще множество разнонаправленных колебаний (гармник-обертонов), которые образуются на разном отрезке струны при ее колебаниях. Соответсвенно в разных точках струна колеблется с разной скоростью, в силу физических характеристик материала, из которго изготовлена. Получается, чем ближе у нас гармоника к основному тону (частоте), тем больше вариантов, что она будет подавлена сигналом с включенного в противофазу второго датчика.

Источник

Звукосниматели для электрогитары, распайка датчика

С чисто физической точки зрения звукосниматель (или датчик) – это приспособление, которое преобразует один вид энергии в другой. В случае магнитного датчика происходит преобразование колебания струны в магнитном поле в электрический сигнал переменного тока, который затем подается на усилитель. А если говорить о пьезозвукоснимателе, то в нем механические колебания деки или корпуса гитары трансформируются в те же самые электрические импульсы.

На электрогитарах обычно устанавливают магнитные датчики, хотя на современных моделях могут дополнять и пьезо. Что касается акустических инструментов (гитар, скрипок, виолончелей, контрабасов и так далее), то здесь преимущественно используется пьезоподзвучка. Правда для акустических гитар делают и магнитные датчики, которые устанавливаются прямо на деке в резонаторном отверстии.

Читайте также:  Как удлинить провода для сварочного инвертора

Виды звукоснимателей для электрогитары

Сингл (одиночный датчик) – это звукосниматель с ярким, полноценным, чистым звучанием. Как говорят многие музыканты: «стеклянный оттенок», «дающий стекло». В основу его конструкции обычно входят 4 (бас-гитарный вариант) и 6 (шестиструнный инструмент) постоянных магнитов, вокруг которых намотано от 7 до 10ти тысяч витков медной проволоки толщиной 0,06 мм. Благодаря высокому качеству звука эти датчики пользуются огромной популярностью. Однако, к большому сожалению, они обладают одним существенным недостатком в виде паразитных наводок, вызываемых множеством электромагнитных полей. Например, сеть 220 Вольт излучает наводки частотой 50 Гц. В результате, кроме звучания струн мы слышим ещё и посторонний шум.

Итак, все катушки звукоснимателей чувствительны к электромагнитному излучению. Это значит, что они ловят наводки от любых, расположенных неподалеку электрических приборов.

Хамбакер (сдвоенный датчик) – по своей конструкции не подвержен воздействию наводок. Он состоит из двух идентичных катушек, которые соединены последовательно, но в противофазе, причем каждая из них обращена к струнам разными полюсами магнитов. Вследствие этого любой паразитный шум снимается обеими катушками, а при суммировании их сигналов происходит их взаимовычитание. Чтобы тоже самое не произошло с полезным сигналом от вибрирующих струн, магниты обеих катушек располагаются в противоположных направлениях. Поэтому верх одной катушки – это «север», а верх другой – «юг». В результате сигналы обеих катушек не вычитаются, а складываются, и выходной уровень хамбакера, кроме всего прочего, оказывается вдвое выше, чем у сингла. Однако звучание хамбакера получается более бедным, низким и лишенным «верхов». Причина этого кроется в том, что разнесенные в пространстве катушки дают два различных сигнала, что приводит к вычитанию некоторых высокочастотных составляющих. Кстати, впервые этот эффект реализовал в 1955 году Seth Lover – инженер, работавший на фабрике «Gibson». Поэтому выпускаемые с середины 50-ых годов инструменты этой компании неизменно стали комплектоваться датчиками типа humbucker. Кроме подавления наводок, эти датчики обладали характерным жирным и толстым звучанием, которое заметно отличало их от синглов.

В истории электрогитары приверженность к той или иной конструкции звукоснимателей проявилась в извечном соперничестве фирм «Fender» и «Gibson». Для оборудованных синглами классических моделей «Fender» характерен яркий чистый звук с полноценными «верхами», а для стандартных моделей «Gibson» с хамбакерами типичен совершенно иной, плотный и округлый саунд.

Читайте также:  Провод пвс 2х1 диаметр

В техническом плане хамбакер – это:

  • Две катушки;
  • Их обмотки соединены в противофазе;
  • Магниты имеют обратную полярность.

Слово «humbucker» переводится как «шумоподавитель». Если его разделить на две катушки, то можно получить яркий звук при уровне сигнала гораздо более слабом, чем у большинства синглов. Такое происходит потому, что катушки хамбакера обычно меньше по размеру и имеют меньшее количество витков, чем катушки синглов.

Тем не менее, некоторые конструкции хамбакера подразумевают вертикальное расположение катушек в корпусе, благодаря чему такой звукосниматель (stacked) помещается в стандартные прорези для датчиков на «Стратах» и «Телекастерах». Правда при этом нижняя катушка лишена магнитов и служит только для подавления наводок. Многие из них через решение проблемы с наводкой выдают традиционный сингловый звук.

Конструкторы датчиков традиционно ищут компромисс между мощностью выходного сигнала и его частотной характеристикой. Чем меньше витков намотано на катушке (при прочих равных условиях), тем ярче звук. Увеличив количество витков в пользу повышения уровня сигнала, мы пожертвуем «высокими частотами». Ранние стратовские и телекастеровские датчики имели большее количество витков по сравнению с поздними моделями. Другой знаменитый сингл – гибсоновский «P-90» — звучал плотнее и мощнее любого стратовского датчика по той же причине.

Варианты конструкции звукоснимателей

Существует множество вариантов устройства электрогитарных датчиков. В большинстве моделей разница в уровне сигнала от различных струн компенсируется регулировкой расстояние от струн до ближайшего полюса магнита.

В некоторых вариантах конструкции вместо отдельных цилиндрических магнитоводов применяются металлические пластины, что позволяет более полно снимать колебания каждой струны. Датчики для бас-гитар могут иметь по два магнитовода для каждой струны – это продиктовано более широкой амплитудой колебаний толстых струн этого инструмента.

Есть датчики, состоящие из двух отдельных половин (split), которые могут размещаться либо рядом, либо со смещением, если этого требует конструкция. В таких звукоснимателях каждая половина обслуживает свою группу струн, при этом катушки соединены в противофазе. В результате звукосниматель имеет звучание сингла, сохраняя при этом шумоподавляющие свойства хамбакера.

Датчик типа lipstick представляет собой простейшую разновидность сингла. В нем обмотка располагается вокруг плоского магнита, и вся эта конструкция помещается в хромированный корпус, напоминающий футляр от губной помады.

Активные звукосниматели подразумевают подключение в корпусе гитары миниатюрной усилительной схемы, которая питается от батарейки типа «Крона». Это позволяет получать звук с высоким уровнем выходного сигнала, который уже не так сильно подвержен дальнейшим наводкам по проводам между педалями эффектов и комбиком, например.

Читайте также:  Провод питания для ps3 slim

Сопротивление звукоснимателя постоянному току можно измерить при помощи омметра. Для большинства синглов это значение будет лежать в пределах 6 – 7.5 кОм. А для хамбакера оно должно находиться в диапазоне 8 -14 кОм. Вообще говоря, чем больше витков на катушке, тем мощнее сигнал. Но при этом, чем больше витков, тем тоньше должна быть проволока, тем выше сопротивление постоянному току, тем менее разборчивым будет звучание датчика. Значение сопротивления по постоянному току легко измерить, но оно даст вам лишь приблизительное представление о звучании звукоснимателя.

Как определить контакты звукоснимателя

Нужно включить тестер на измерение сопротивления до 20 кОм. После этого промерить любую пару контактов. Если прибор показывает разрыв, значит, эти контакты принадлежат разным обмоткам. Продолжая держать один из контактов, проверьте оставшиеся, пока прибор не покажет значение какого-либо сопротивления. Это значит, что вы нашли контакты одной обмотки. Запомните цвета этих двух проводов. Два оставшихся провода – это контакты второй обмотки. Один из этих проводов нужно запаять к металлическому корпусу, а другой – к одному из проводов первой катушки. Здесь разница только в фазе, либо противофазе, в зависимости какой провод вы поймаете: начало, либо конец обмотки. Таким образом, у нас получится один сигнальный провод и один провод заземления (с металлического корпуса).

По ссылкам можно посмотреть схемы распайки наиболее популярных типов электрогитар:

Местоположение звукоснимателя: neck, middle & bridge position

Положение датчика, в котором происходит колебания струн, является важнейшим фактором звучания. Оно также определяется обертонами или гармониками. В отличие от основного тона, это дополнительные более высокие по частоте тона, громкость которых уменьшается с возрастанием частоты. Форма колебания струны зависит также от того, в каком месте произошло звукоизвлечение. Взятая у нижнего порожка струна звучит намного жестче, чем взятая у грифа. Это происходит потому, что у подставки образуется большое количество обертонов. В идеале, гармоники являются производными от частоты основного тона. Спустя полгода даже новые струны изнашиваются, вытягиваются и обедняются обертонами. Гармоники начинают высить или низить.

Когда датчик располагается около струнодержателя лили машинки, размах колебаний струны, а следовательно и выходной сигнал будет меньше. Поэтому чтобы сохранить баланс с передним (нековым) звукоснимателем, задний имеет большее количество витков.

Источник

Скачиваний: 25 Добавлен: 28.03.2015 Размер: 136.35 Кб Скачать ☆

/>

Схемы распайки активных звукоснимателей EMG

1 звукосниматель+громкость+тон

2 звукоснимателя+тумблер+громкость+тон

Распайка EMG на 18 вольт

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 17.11.2018357.38 Кб4Статистические величины (13 с, 53 в).doc
  • # 14.02.2015165.38 Кб12Столыпин, старообрядчество, Япония.doc
  • # 14.02.2015157.7 Кб12Столыпинская аграрная реформа.doc
  • # 16.09.201930 Кб Структура учетной политики для целей управленче…docx
  • # 20.11.201976.8 Кб существительное.doc
  • # 28.03.2015136.35 Кб25Схемы распайки активных звукоснимателей EMG.docx
  • # 17.09.2019109.06 Кб счет 20-3.doc
  • # 14.02.2015315.23 Кб4таблицы1-11 тер план.doc
  • # 31.08.201970.34 Кб Танюшка шпоры.docx
  • # 20.09.2019188.93 Кб Тара.doc
  • # 21.09.201982.36 Кб тахеометрия.docx

В прошлый раз я описал разные варианты получения другого звука с помощью звукоснимателей. В этот раз опишу модификации темброблока. Потенциометры Что такое потенциометр? Это переменный резистор. Электроника устроена так, что когда мы «убираем» громкость – часть сигнала идет на «землю», а оставшаяся часть – в усилитель. Происхождение потенциометра на звук не влияет, а вот их параметры очень даже. И меняя номиналы потенциометров, можно добиться разного звука. Потенциометры тоже не идеальны. И даже когда они выкручены на максимум, часть сигнала все равно уходит на «землю», из-за чего появляются потери мощности и высоких частот. Потери не очень большие, но тем не менее, слышимые. Поэтому, чем больше сопротивление потенциометра – тем меньше потери. На синглы обычно ставят потенциометры номиналом 250 кОм, на хамбакеры – 500 кОм, поскольку хамбакеры звучат мутнее и высокие частоты там изначально меньше, чем у синглов. Более яркий звук получится при использовании потенциометров номиналом 1 Мом. Сохраняя верха Однако увеличение номинала потенциометра не решает проблему потери верхов при уменьшении громкости гитары. А решение проблемы достаточно дешевое и простое, и продается в любом магазине радиодеталей. Достаточно лишь вставить 0,001 мкф конденсатор на два контакта потенциометра громкости и все верхние частоты сохранятся в первозданном виде. Здесь есть один нюанс – для нормальной реализации необходим логарифмический потенциометр. С линейным изменение громкости будет резким и ступенчатым. Кстати, именно благодаря этому старые Fender Telecaster такие звонкие на любом уровне громкости.imageУходя на глубину Из предыдущего понятно, что конденсатор проводит высокие частоты. Собственно, регулировка тона – это конденсатор и резистор. Обычно на гитары ставят конденсаторы номиналом 0,022 или 0,047 мкф, но можно ставить в принципе любой. Чем больше номинал конденсатора, тем больше высоких утечет в «землю» и тем мутнее будет звук. Хотя, ставить больше 0.1 мкф смысла не имеет, но можно и попробовать. Varitone Одно из интереснейших устройств, которое применялось на некоторых полуакустических Gibson ES, в том числе и на модели B.B.King Lucille и некоторых Blueshawk. К сожалению, я не нашел ни одного точного описания конструкции этой штуки, поскольку в интернете много разного рода мусора на эту тему. К еще большему сожалению, мне не удалось поиграть ни на одной гитаре с этой штукой. Однако из всевозможных описаний и видео понятно, что Varitone «отрезает» определенные частоты из сигнала. Состоит из позиционного переключателя и конденсаторов. Обо всем по порядку. Простой варитон, каким его рисуют в интернете, являет собой обычную связку конденсаторов, спаянных с позиционником. При выборе позиции сигнал направляется в определенный конденсатор и потом на потенциометр тона. Фактически, это дает возможность выбрать, через какой конденсатор играть и насколько глубокий будет тембр. Подобная штука была реализована в гитарах Gretsch в виде тумблера на три позиции.imageБолее интересна конструкция оригинального Varitone от Gibson. Он дает возможность именно «вырезать» частоты, меняя звук в корне. С такой штукой не нужно больше ничего практически, никакого эквалайзера или отсечек – все звуки уже под рукой. Killswitch Обычный выключатель. Простой двухпозиционный переключатель или кнопка, полностью выключающая сигнал. Можно и в музыке использовать – Buckethead постоянно пользуется такой штучкой. Встроенный бустер Вместо того, чтобы заморачиваться с примочками-грелками, почему бы не встроить бустер в гитару? Есть активные бустеры, работающие от батареек, которые увеличат выходной сигнал гитары и раскачают усилок. Мало кто знает, что бустер может быть и пассивным, и что на него не нужно тратить много денег. Чтобы получить самый настоящий перегруз с самой гитары, достаточно купить в магазине… два диода. Если их правильно соединить, то они будут давать перегруженный сигнал, а если сделать еще и регулировку – то никакие грелки не нужны, и поднимать выходной сигнал можно одним-единственным выключателем. Оно продается в магазинах даже, правда не в наших. Называется Black Ice и являет собой несколько диодов в одном маленьком корпусе. При разном их соединении можно добиться разного звука. Но оно слишком дорого стоит – купить обычные диоды куда дешевле.imageДень независимости Любители включать два датчика одновременно на гитарах с раздельными регулировками громкости знают, что если выкрутить одну громкость в ноль, звук исчезнет совсем. Тем не менее, проблема решается простой перестановкой проводов на потенциометре, как на схеме. После этого при выкручивании в ноль громкости будет отключен только конкретный датчик. Честно говоря, я не знаю в чем тут магия, но это работает. Правда, есть и побочный эффект. Дело в том, что при таком подключении два датчика будут работать всегда, но на крайне минимальной громкости — на такой, что второго датчика даже слышно не будет.imageАктивная электроника: эквалайзеры, преампы и т.д. Нанотехнологии позволяют встраивать в гитару любую электронную хрень, какую только захочет пользователь. Весь педалборд таким образом можно уместить в корпусе одной гитары, вот только нужно ли оно?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий