Художница рисует героев современной поп-культуры в стиле Ван Гога, и все просто в восторге!

Одна из самых известнейших картин – «Звездная ночь» Ван Гога – в настоящее время находится в одном из залов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Она была создана в 1889 году и представляет собой одно из самых знаменитых произведений великого художника.

История создания картины

«Звездная ночь» — это одно из самых известных и популярных произведений изобразительного искусства XIX века. Картина была написана в 1889 году и она как нельзя лучше передает уникальный и неповторимый стиль величайшего голландского художника.

image

В 1888 году Винсенту Ван Гогу после нападения на Поля и отрезанной мочки уха был поставлен печальный диагноз – эпилепсия височных долей. В этом году великий художник жил во Франции, в городке Арль. После того как жители этого города обратились в мэрию с коллективной жалобой на «буйного» живописца, Винсент Ван Гог оказался в Сен-Реми-де-Прованс – поселке для душевнобольных людей. За год проживания в этом месте художник написал более 150 картин, среди которых и этот самый известный шедевр изобразительного искусства.

«Звездная ночь», Ван Гог. Описание картины

Отличительной особенностью картины является невероятный динамизм, который красноречиво передает душевные переживания великого художника. Изображения в лунном свете на то время имели свои древние традиции, и тем не менее ни один художник не мог передать такую силу и мощь природного явления, как Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» не написана спонтанно, как многие произведения мастера, она тщательно продумана и скомпонована.

image

Невероятная энергия всей картины сосредоточена главным образом в симметричном, едином и непрерывном движении серпа луны, звезд и самого неба. Переполняющие внутренние переживания удивительным образом уравновешены благодаря изображенным на переднем плане деревьям, которые, в свою очередь, уравновешивают всю панораму.

Стилистика картины

Стоит обратить предельное внимание на удивительно синхронизированное движение небесных светил на ночном небосводе. Винсент Ван Гог специально изобразил звезды значительно увеличенными, чтобы передать мерцающий свет всего ореола. Свет от луны также выглядит пульсирующим, а спиральные завитки очень гармонично передают стилизованный образ галактики.

Все буйство ночного неба уравновешенно, благодаря изображенному в темном цвете пейзажу города и кипарисам, которые обрамляют картину снизу. Ночной город и деревья эффектно дополняют панораму ночного неба, придавая ей ощущение тяжести и земного притяжения. Особое значение имеет поселок, изображенный в правом нижнем углу картины. Он кажется безмятежно спокойным по отношению к динамичному небосводу.

Немаловажное значение имеет и цветовая гамма картины «Звездная ночь» Ван Гога. Более светлые оттенки гармонично сочетаются с темным передним планом. А особая техника рисования мазками различной длины и направленности делает эту картину более экспрессивной по сравнению с предыдущими работами этого художника.

Рассуждения о картине «Звездная ночь» и творчестве Ван Гога

Как и многие шедевры, «Звездная ночь» Ван Гога практически сразу же стала благодатной почвой для всевозможных толкований и обсуждений. Астрономы принялись считать звезды, изображенные на картине, пробуя определить, к какому созвездию они относятся. Географы безрезультатно пытались выяснить, что же за город изображен в нижней части произведения. Однако плоды исследований ни тех, ни других не увенчались успехом.

Доподлинно известно лишь то, что, рисуя «Звездную ночь», Винсент отступил от привычной манеры писать с натуры.

Интересен еще тот факт, что на создание этой картины, по мнению ученых и исследователей, повлияло древнее сказание об Иосифе из Ветхого Завета. Хотя художник и не считался поклонником теологических учений, но тема одиннадцати звезд красноречиво фигурирует на картине «Звездная ночь» Ван Гога.

Прошло много лет после того, как великий художник создал эту картину, и программист из Греции создал интерактивную версию этого шедевра живописи. Благодаря особой технологии, касаниями пальцев можно управлять потоками красок. Зрелище потрясающее!

Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь». Есть ли в ней скрытый смысл?

Об этой картине пишут книги и песни, она есть и в электронных изданиях. И, пожалуй, сложно найти более экспрессивного художника, нежели Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь» — ярчайшее доказательство этого. Этот шедевр изобразительного искусства до сих пор вдохновляет поэтов, музыкантов и других художников на создание уникальных произведений.

До сих пор не нашлось единого мнения по поводу этой картины. Повлияла ли болезнь на ее написание, есть ли какой-то скрытый смысл в этом произведении – нынешнему поколению остается лишь догадываться об этом. Не исключено, что это всего лишь картина, которую видел воспаленный разум художника. Тем не менее это совершенно другой мир, доступный только глазам Винсента Ван Гога.

Техника, которую использует в своём творчестве турецкий художник Гарип Ай (Garip Ay), называется «эбру» (Ebru) или «мраморизация бумаги» (Paper marbling). Это способ рисования на поверхности воды, с помощью которого можно создавать узоры, похожие на гладкий мрамор или другие виды камня. Узоры появляются благодаря плавающей на поверхности обычной воды или вязкого раствора краски, которые затем аккуратно переносятся на любую абсорбирующую поверхность, такую как бумага или ткань. Взгляните, как талантливо художник изобразил на воде известную картину Ван Гога «Звёздная ночь»: Источник Это интересно pene4ka

Винсент ван Гог
Звёздная ночь. 1889
нидерл. De sterrennacht
Холст, масло. 73,7 × 92,1 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
(инв. 472.1941[1])
 Медиафайлы на Викискладе

«Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) — одна из наиболее известных[2] картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс на предрассветное небо и вымышленную деревню. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

История

Период с мая 1889 по май 1890 года Ван Гог провёл в больнице для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс после конфликта с Гогеном и потери мочки левого уха[3]. В это время он продолжал плодотворно писать картины и создал некоторые из самых известных своих работ, включая «Ирисы», автопортрет в синем костюме и «Звёздную ночь». Картина, написанная за один день в больничной студии, изображает вид из восточного окна спальни[4], о котором Ван Гог писал своему брату Тео в мае 1889 года: «Сквозь железную решётку я вижу огороженное поле пшеницы, над которым по утрам во всей красе восходит солнце»[5].

Больница Сен-Поль-де-Мозоль

Ван Гог сделал ряд рисунков с этим видом в разное время суток и при различных погодных условиях. Хотя ему было запрещено работать в спальне, он мог делать наброски чернилами или древесным углём, используя их в дальнейшей работе. Общий элемент для всех этих рисунков — диагональная линия альпийских предгорий, поднимающаяся на фоне с левого края к правому. На ряде эскизов изображён кипарис за пшеничным полем, который Ван Гог искусственно приближал к картинной плоскости. Последний из эскизов — «Пшеничное поле в Сан-Реми-де-Прованс» (F1548) — ныне хранится в Нью-Йорке. Два дня спустя Ван Гог сообщил в письме Тео, что написал «звёздное небо»[6].

Эскиз «Пшеничное поле в Сан-Реми-де-Прованс» (F1548). Библиотека и музей Моргана

Картина является единственным изображением ночи в серии видов из спальни Винсента. В начале июня он писал Тео: «Сегодня утром смотрел на местность из окна задолго до восхода солнца, с единственной утренней звездой, казавшейся очень большой»[7]. Исследователи установили, что в то время Венера действительно была видна в Провансе на пределе своей яркости и, по-видимому, именно она изображена самой крупной «звездой» на картине, справа от кипариса[8].

Луна стилизована, так как её вид не соответствует действительной фазе на момент написания картины[8]. Также из окна спальни определённо не был виден никакой населённый пункт[9], и изображённая на картине деревня основана на эскизе, сделанном на склоне холма напротив Сен-Реми[10]. По другой версии, добавленная деревня может отражать воспоминания Ван Гога о родине, на что указывает шпиль церкви, более свойственный северным странам[4][11].

Интерпретации

Несмотря на обширную переписку, Ван Гог редко упоминал в письмах «Звёздную ночь». Сообщив Тео в июне о написании картины, в следующий раз он упомянул её примерно 20 сентября в перечне картин, отправленных брату в Париж, обозначив как «ночной этюд»[12]. Об этом перечне Ван Гог написал: «В целом, единственное, что я считаю немного ценным, это Пшеничное поле, Гору, Фруктовый сад, Оливковые деревья с голубыми холмами, Портрет и Вход в шахту. Остальное мне ни о чём не говорит». К «остальному» относилась и «Звёздная ночь». Когда он решил не отправлять три картины из этой партии, чтобы сэкономить на почтовых расходах, «Звёздная ночь» оказалась в числе оставленных. В конце ноября 1889 года в письме художнику Эмилю Бернару Ван Гог назвал картину своим провалом. Ван Гог спорил с Бернаром и, особенно, с Полем Гогеном — следовало ли ему рисовать с натуры, как предпочитал он сам[13], или заниматься тем, что Гоген называл абстракциями — картинами, существующими в воображении[14]. Ван Гог делился своими переживаниями с Бернаром, вспоминая об осени и зиме 1888 года: «Пока Гоген жил в Арле, я пару раз позволил увести себя в абстракцию, но это было заблуждением, дорогой друг: впереди меня ждал тупик. И вот я опять сбился туда же, попытавшись изобразить большие звёзды. Увы, это был очередной провал, и на этот раз с меня хватит»[15].

Звёздная ночь над Роной (1888). Музей Орсе

Как и знакомые ему парижские импрессионисты, особенно Клод Моне, Ван Гог предпочитал работать с сериями картин. «Звёздная ночь» принадлежит одновременно как к серии кипарисов с пшеничными полями[16], написанной в Сан-Реми, так и к маленькой серии ночных видов, начатой в Арле с «Ночной террасы кафе» и продолженной «Звёздной ночью над Роной». Ещё в феврале 1888 года Винсент писал Тео: «Мне нужна звёздная ночь с кипарисами, возможно, над полем зрелой пшеницы. Здесь действительно красивые ночи». На той же неделе он написал Бернару: «Стоит попытаться нарисовать звёздное небо, так же как днём я пытаюсь нарисовать зелёный луг с одуванчиками»[17]. Ван Гог сравнивал звёзды с точками на карте, проводя аналогию между путешествием на поезде по земле и путешествием через смерть к звезде[18]. Хотя в конце жизни художник разочаровался в религии[19], он, похоже, не утратил веру в загробную жизнь. Эту амбивалентность он упомянул в письме Тео после написания «Звёздной ночи над Роной»: «Я испытываю непреодолимую потребность в религии, поэтому выхожу ночью на улицу, чтобы рисовать звёзды»[20]. Ван Гог писал о существовании в другом измерении после смерти и связывал его с ночным небом, однако быстро оговаривался, что Земля — такое же небесное тело, как и звезда[17], и категорически отказывался признавать «Звёздную ночь» возвращением к романтическим или религиозным идеям[21].

Горный пейзаж за Сен-Реми (F611). Новая глиптотека Карлсберга. Один из первых рисунков Ван Гога с видом из окна его спальни

Искусствовед Мейер Шапиро подчёркивает экспрессионистские аспекты «Звёздной ночи» и считает, что эта «визионерская картина вдохновлена религиозным настроением и написана под напором чувств»[22], а её скрытое содержание связано с новозаветным Откровением Иоанна Богослова[23]. Искусствовед Свен Лёфгрен развивает эти идеи, отмечая галлюцинаторный характер картины и сравнивая религиозное стремление Ван Гога за пределы бытия с поэзией Уолта Уитмена[24]. Он называет «Звёздную ночь» бесконечно выразительной, символизирующей окончательное поглощение художника космосом и дающей незабываемое ощущение пребывания на пороге вечности[25]. Лёфгрен продвигает собственную символистскую теорию, ссылаясь на одиннадцать звёзд во сне Иосифа из книги Бытия[26], и утверждает, что элементы «Звёздной ночи» носят исключительно символический характер, как, например, кипарис, являющийся символом смерти в средиземноморских странах[27]. Искусствовед Лорен Сот находит свой символический подтекст в «Звёздной ночи». Упоминая восхищение Ван Гога живописью Эжена Делакруа, который в ранний период использовал синие и жёлтые цвета в изображении Христа, Сот предполагает, что Ван Гог сам изобразил на картине Спасителя[28]. Сот критикует библейские интерпретации Шапиро и Лёфгрена, например в том, что полумесяц на картине включает элементы солнца, и считает, что он имеет символическое значение для Ван Гога как «утешение»[29].

Искусствовед Элберт Боайм помимо Венеры обнаруживает на картине созвездие Овна[30], а также предполагает, что изначально Ван Гог намеревался изобразить растущую выпуклую Луну, но потом вернулся к традиционному полумесяцу, ореол вокруг которого является остатком первоначальной версии[9]. По мнению Боайма Ван Гог мог быть знаком с популярными иллюстрированными публикациями Фламмариона с рисунками спиральных туманностей, как тогда называли спиральные галактики. Боайм интерпретирует закрученную фигуру в центре как спиральную галактику либо как комету[9], утверждая, что единственными нереалистичными элементами на картине являются деревня и прочие завихрения в небе, которые могут выражать ощущение Ван Гогом живого динамичного космоса[31].

Зарисовка галактики Водоворот, выполненная Уильямом Парсоном за 44 года до картины Ван Гога

Гарвардский астроном Чарльз Уитни, показавший сходство спирали в центре картины с зарисовкой галактики Водоворот, сделанной Уильямом Парсонсом в 1845 году[32], считает завихрения в небе изображением мистраля (крайне негативно повлиявшего на здоровье Ван Гога за 27 проведённых в Провансе месяцев)[33], а светлую полосу над линией гор — утренней зарёй[9].

Вкладывал ли Ван Гог особый символический смысл в изображения кипарисов, остаётся предметом дискуссий. Через неделю после завершения «Звёздной ночи» он пишет Тео: «Кипарисы всегда занимают мои мысли. Мне хочется что-нибудь сделать из них, как с подсолнухами, и меня удивляет, почему это до сих пор не получается»[34]. В том же письме он упоминает о двух этюдах с кипарисами в зелёных оттенках[35], из чего можно сделать вывод, что Ван Гога интересовали скорее внешние свойства деревьев, нежели их символические коннотации. Помимо символики, связанной со смертью, искусствоведы трактуют кипарис «Звёздной ночи» как неявный символ человеческих устремлений[22], либо как собственное стремление художника к Бесконечному неортодоксальным путём[36], либо как естественный природный обелиск, обеспечивающий связь между небом и землёй[37].

Ван Гог написал «Звёздную ночь» накануне приступа острого психического расстройства в июле 1889 года[38], и существует мнение, что предпосылки к нему владели художником во время работы над картиной, когда, находясь в состоянии обострённого восприятия реальности, он отдался силе воображения и увидел ночное небо таким, каким его до этого не видел никто[39].

Провенанс

Ван Гог отправил картину своему брату со второй партией из девяти или десяти картин 28 сентября 1889 года[40][41]. После смерти Тео менее чем через полгода после Винсента наследие художника оказалось в руках вдовы Тео Йоханны. В 1900 году она продала «Звёздную ночь» поэту Жюльену Леклерку в Париже, который перепродал её в 1901 году Эмилю Шуффенекеру, старому другу Гогена. В 1906 году Йоханна выкупила картину у Шуффенекера для продажи её галерее Олдензил в Роттердаме. До 1938 года владельцем картины являлась Жоржетта ван Столк из Роттердама, которая продала её французскому торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу, а в 1941 году картину у Розенберга приобрёл Нью-Йоркский музей современного искусства, где она и хранится по сей день[42].

Литература

  • Vincent van Gogh : March 30th—July 29th 1990. — Milan: Mondadori, 1990. — ISBN 88-242-0023-0.
  • Boime, Albert (December 1984). «Van Gogh’s Starry Night: A History of Matter and a Matter of History» (PDF). Arts Magazine.
  • Loevgren, Sven (1971). The Genesis of Modernism: Seurat, Gauguin, Van Gogh, and French Symbolism in the 1880s. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 978-0253325600.
  • Naifeh, Steven and Gregory White Smith (2011). Van Gogh: The Life. New York: Random House. ISBN 978-0-375-50748-9.
  • Pickvance, Ronald (1986). Van Gogh In Saint-Rémy and Auvers (exhibition catalog, Metropolitan Museum of Art). New York: Metropolitan Museum of Art, Abrams. ISBN 0-87099-477-8.
  • Soth, Lauren (June 1986). «Van Gogh’s Agony». Art Bulletin. 68 (2): 301.
  • Whitney, Charles A. (September 1986). «The Skies of Vincent van Gogh». Art History. 9 (3).

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 апреля 2021 в 07:15.

Картина «Звездная ночь над Роной«, написанная Винсентом Ван Гогом в 1888-ом году в Арле, по праву входит в число самых известных произведений художника и может считаться первым проявлением той «одержимости», которую испытывал тогда Винсент в своем непременно желании писать именно темное время суток — ночь. 

С тех пор, как Ван Гог прибыл в Арль, он был полностью захвачен идеей передачи «эффектов ночи» на холсте.

В апреле 1888 года он написал своему брату Тео: «Мне нужна звездная ночь с кипарисами или, может быть, над полем спелой пшеницы». В июне он признавался художнику Эмилю Бернару: «Когда, когда же я, наконец, отважусь написать звездное небо, мысль о котором не оставляет меня буквально ни на минуту».

И Ван Гог, как мы знаем, все-таки сделал это — причем, не единожды. «Звездная ночь над Роной» (сентябрь 1888 г.) была одной из трех картин, написанных в тот месяц, на которых ночное небо и звезды играют главную роль. Помимо «Звездной ночи над Роной», Ван Гог в сентябре 1888-го написал «Ночную террасу кафе»  и портрет своего друга Эжена Боша, ставший, пожалуй, самой символичной работой из трех.

Картина «Звездная ночь над Роной» была написана с натуры на берегу реки, всего в минуте или двух ходьбы от «Желтого дома» на площади Ламартин, который Ван Гог в то время арендовал. Ночное небо и эффекты ночного света, очаровавшие художника, послужили источником вдохновения и для самой известной картины, написанной несколько позже: «Звездная ночь». 

Точка обзора, которую Ван Гог выбрал для работы над картиной «Звездная ночь над Роной», позволила ему запечатлеть свет газовых фонарей, отражающийся в мерцающей воде Роны. На переднем плане двое влюбленных гуляют по берегу реки. 

Звезды в картине излучают люминесцентный свет, отчетливо выделяясь на темно-синем, бархатистом ночном небе. сияя на темно-синем и бархатистом ночном небе. Свет горит и в домах, расположившихся вдоль реки, также отражаясь в ночной воде и добавляя таинственности в общую романтическую атмосферу картины. 

Изображение цвета имело огромное значение для Ван Гога. В письмах к своему брату Тео Ван Гогу он часто описывал предметы на своих картинах с точки зрения цвета. Его «ночные» картины, в том числе «Звездная ночь над Роной», подчеркивают важность, которую он придавал передаче мерцающих огней ночного неба, а также  искусственного освещения, которое, кстати, на момент написания картины было абсолютной новинкой. 

«Одержимость ночью», о которой мы упоминали в начале статьи, скорее всего, связана с одним, но очень острым эмоциональным переживанием Ван Гога, которое он описывает в одном из писем:  «Однажды я пошел ночью прогуляться по безлюдному берегу. Это было не весело и не грустно — это было прекрасно.» 

Это единственное место в его письмах, где он настолько захвачен ощущением прекрасного, что заявляет о Красоте во весь голос — очевидно, что посетившее его внезапно чувство был чем-то более глубоким и «долгоиграющим», чем просто настроение момента или мимолетная дань эстетике. 

Неисправимый романтик в душе, Ван Гог всеми силами противился попыткам позитивистов рассматривать те же звезды, не как величайшее из чудес, но как обычное, научно объяснимое и не несущее в себе никакого мистического смысла явление. 

В то время приступы депрессии «накрывали» Ван Гога все чаще и тяжелее, и потому он начал задумываться о таких фундаментальных вещах, как жизнь, смерть, вечность. Совершенно очевидно, что если земные огни (то же газовое освещение) для него подсознательно ассоциировалось с земным бытием, то далекий и прекрасный свет звезд — с тем, что ожидает человека после смерти. Отсюда, кстати, противопоставление естественного и искусственного света в работах художника. 

Думая о столь важных вещах, Ван Гог все хихорадочней, все быстрее начинал искать бога внутри себя, о чем свидетельствуют, например, такие строки письма художника:

«Мне полезно делать что-то действительно сложное. Но это никоим образом не меняет того факта, что я безмерно нуждаюсь в религии; а потом я выхожу ночью из дома и рисую звезды…»

Звездная ночь над Роной — интересные факты

1) «Звездная ночь над Роной» стала частью выставки в «Салоне независимых» 1889 года в Париже и была одной из немногих работ Ван Гога, представленных публике до смерти художника.

2) Ван Гог завершил картину «Звездная нось над Роной» в сентябре 1888-го года, находясь в Арле — до того, как попасть в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми. А вот картина «Звездная ночь» будет написана уже в «самом печальном месте на земле» — в клинике для душевнобольных. 

3) В отличие от «Звездной ночи» и «Ночной террасы кафе», на картине «Звездная ночь над Роной» расположение звезд в ночном небе (в частности, созвездия Большой Медведицы) не соответствует действительному.

4) Толстые мазки и фактура картины были охарактеризованы критиком Жоржем Лекомтом, современником Ван Гога, как «свирепое буйство».

5) «Звездная ночь над Роной» оставалась у частных владельцев в Нидерландах до 1922 года, когда ее приобрела Амстердамская галерея Буффа. С 1975 года картина находится в музее Орсе в Париже.

6) Места, где Ван Гог установливал свой мольберт, работая на пленэре, теперь являются частью тура Ван Гога в Арле.

7) Используя комплиментарные синий и желтый цвета в «Звездной ночи над Роной», Ван Гог увеличивает яркость огней, подчеркивая их резкость в естественном ландшафте.

8) Газовые фонари и их отражение в реке были относительно новым явлением в Арле. Даже в Париже они появились лишь в 1853 году.

ТЕАТР-МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ И ЖИРОНА

Статьи по теме:

Ночная терраса кафе — Винсент Ван Гог

Сколько стоят картины Ван Гога?

Самые дорогие картины Сальвадора Дали

Самые дорогие картины Пабло Пикассо

Путеводитель по Театру-музею Дали

Отели в Амстердаме

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

В раздел «Блог» 

В раздел «Все экскурсии»

В раздел «Сальвадор Дали»

На главную

Веками художники искали вдохновение для своих работ на природе. Их воображение пробуждается полями, лугами, лесами, закатами и восходами солнца, но едва ли кто-нибудь поглотил ночное небо, нежную бесконечность, захватывающую его чудовищностью и странным умиротворением. Потребовался сумасшедший, чтобы запечатлеть ночное небо таким необычным способом. Сумасшедшим был Винсент Ван Гог . Звездная ночь — флагманская работа этого недооцененного гения. Гений, который решил стать художником только в 27 лет и творил всего 10 лет. Но этого было достаточно, чтобы навсегда изменить историю искусства.

Винсент Ван Гог, Звездная ночь | 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Необычность не понравилась людям. Винсент Ван Гог — художник требовательного характера, бурного идеалистического подхода и «толстой» фактурной живописи, — видимо поэтому он был настолько непопулярен в свое время. Сегодня его лелеют, в свое время его отвергали и совершенно не ценили как художника. Он продал только одну картину при жизни. Как-то он написал в своих письмах своему брату Тео:

«У меня ужасная потребность — я произнесу это слово — религия; поэтому я выхожу ночью, чтобы нарисовать звезды «.

История создания картины Звездная ночь

Винсент Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом | 1889 , холст, масло, 60 × 49 см, Институт искусств Курто, Лондон

История создания Звездной ночи почти так же поэтична, как и сама работа. Композиция была создана в 1889 году в довольно необычном окружении психиатрической больницы Сен-Поль-де-Мавзоль в Сен-Реми, на юге Франции. Винсент Ван Гог страдал психическими расстройствами и эпилепсией в течение всей своей жизни. Во время создания работы его состояние было серьезным, и госпитализация казалась единственным выходом.

Но вернемся к 23 декабря 1888 года, когда дошло до знаменитого эпизода во время спора с Гогеном. Разница в характерах двух художников, но также и изменение в жизни любимого брата Тео, который присматривал за ним, а теперь в письме он сообщил, что влюбился в Джоанну Бонгер и собирается жениться на ней, привел Винсента к акту самоповреждения, во время которого он отрезал себе ухо.

Вернувшись от своего брата, оставленного своим другом, он все чаще испытывал приступы болезней, что привело к тому, что ему пришлось подвергаться давлению со стороны окружающей среды, чтобы начать лечение. Первоначально Винсент неохотно уступал средиземноморскому очарованию французского города. Из окна его больницы якобы открывался прекрасный вид на оливковые рощи и холмы Альп.

Сен-Реми (вид на город)

Очаровательная реклама больницы показывает, что это идеальное место для лечения, и на самом деле это был холодный монастырь, превращенный в психиатрическую больницу.

Несмотря на аскетические условия, это был очень плодотворный период в творчестве Ван Гога . Он создал 142 картины. Винсент оттачивал свой стиль, многократно рисовал вьющиеся кипарисы, вздымающиеся облака и волнистые склоны провансальских гор.

Винсент Ван Гог Пейзаж с Сен-Реми | 1889

Винсент Ван Гог Зеленое пшеничное поле с кипарисами, | 1889, Национальная галерея в Праге

image

Винсент Ван Гог Пшеничное поле с кипарисами | 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Винсент Ван Гог Оливковые деревья | 1889, Мома, Нью-Йорк

Именно сказочная природа стала отправной точкой для одной из немногих картин художника, написанных с фантазией. Работа была обогащена многочисленными вдохновителями из Парижа. Через 2 года художник проникся влиянием французского импрессионизма и японской гравюры на дереве. По словам Мартина Бейли, именно Великая волна в Канагава Хокусая повлияла на картину «Звездная ночь» .

Хокусай Кацушика Большая волна в Канагаве , ок. 1831 г. // Винсент Ван Гог, Звездная ночь , 1889 г.

Звездная ночь, однако, не является работой, созданной под влиянием временного вдохновения. Винсент неоднократно упоминал о желании реализовать тему ночи на холсте, уже в 1888 году в письме к своей сестре Виллемина писал:

«Я хочу нарисовать звездное небо сейчас. Я часто думаю, что ночь в цветах даже богаче, чем днем, окрашенная в самые яркие оттенки фиолетового, синего и зеленого. Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что некоторые звезды — лимонные, другие имеют оттенок розового, зеленого и синего, как незабудки. Без изучения темы очевидно, что для рисования звездного неба недостаточно просто нанести белые точки на синий черный ».

Из этих слов мы можем заключить, что эта работа является результатом зрелых творческих мыслей Ван Гога, хотя некоторые люди смотрят на нее как следствия воздействия лекарств, которые он использует, или психической дестабилизации. Есть много теорий относительно этого изображения. Некоторые ищут доказательства того, что Винсент воссоздал точное появление неба с июня 1889 года. Другие теоретики обращают внимание на тот факт, что он отражает духовные восторги художника и является ссылкой на Апокалипсис Святого. Джон. Третьи видят сходство звездной системы в изображении с научными набросками спиральных галактик. Эта работа годами вдохновляла художников, поэтов, религиозных деятелей и ученых.

Винсент, Космос и NASА

В 2004 году ученые НАСА с помощью телескопа Хаббла сфотографировали звезду и окружающий ее газ и межзвездную пыль, очень похожую на фотографию Ван Гога, сделанную более 100 лет назад. Знания смогли представить сложное явление турбулентности. Физик Хосе Луис Арагон из Университета Мексики попытался доказать, что работа Ван Гога достаточно хорошо показывает схему турбулентности. Возможно, однако, объяснение другое.

Спиральная галактика / Hubble Telescope 2005 // NASA, ESA, S. BECKWITH (STSCI) И КОМАНДА НА ХАББЛ НАСЛЕДОВАНИИ

В 1845 годе Уильям Парсонс набросал спиральную галактику М51, известную как галактика Водоворота, и уже в 1880 году появился в популяризации астрономии книгу Фламмарион Astronomie Populaire , который был опубликован в иллюстрации на основе его фигуры. Может быть, она была вдохновением для Ван Гога. Он видел ее в Париже или находился в больничной библиотеке — не известно.

Рисунок Галактики M51 — Уильям Парсонс, 1845 год // изображение из книги Camille Flammarion Astronomie Populaire , 1880

Звездная ночь была не первым ноктюрном Винсента Ван Гога. Годом ранее он рисовал  Кафе Терраса ночью и Звездную ночь над Роной.

Винсент ван Гог Терраса кафе ночью | 1888, Музей Креллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды

Винсент Ван Гог Звездная ночь над Роны | 1888, Музей Орсе

Однако в этой презентации звездной ночи он концентрируется на отражении звездного света на поверхности воды, а не на ночном небе. Обе работы представляют собой их интересное дополнение.

Однако важно то, какие эмоции пробуждает в нас Звездная ночь . Эта яркая композиция, основанная, главным образом, на спиральных формах, контрастирующих с нижней частью картины, наполненная геометрическими формами домов окружающего города, восхищает своим незатейливым посланием.

Винсент Ван Гог, Звездная ночь (деталь) 1889, Музей современного искусства

Зловещие темные кипарисы на переднем плане произведения интерпретируются некоторыми как символ смерти. На панораме ночного неба художник якобы нарисовал Венеру, хотя сам он назвал ее «утренней звездой». Последовательность звезд на изображении напоминает молочную дорожку. Все это живое, пульсирующее, почти осязаемое, создающее впечатление, что именно мы стоим у окна, и в таинственном полусвете мы впитываем красоту французского пейзажа.

Виктор Балдин и его чемодан

Еще одна интересная история связана с созданием « Звездной ночи» и касается эскиза, подготовленного художником в процессе рождения произведения. В 1908 году эта работа была отправлена ​​в Бременский Кунстхалле, но вскоре исчезла во время Второй мировой войны. Эскиз случайно нашел один из бойцов Красной Армии Виктор Балдин.

Винсент Ван Гог эскиз изображения Звездная ночь | Июнь 1889 г., Кунстхалле, Бремен (в настоящее время в Москве)

В замке Karnzow, недалеко от Берлина, где находился его отряд, оказалось, что бременская коллекция была спрятана. Когда солдаты сдвинули шкаф, они увидели перед собой дверь погреба, которая станет раем для многих любителей искусства. Когда Болдуина вызвали, рисунки и графика полетели по полу, и солдаты бессовестно следовали за ними. Перед войной Болдуин изучал архитектуру и посещал занятия по истории искусств, поэтому сразу оценил ценность обнаруженных сокровищ. Он хотел перевезти произведение искусства на машине, но не получил согласия своего начальства, поэтому решил распаковать его с паспарту и отнести в чемодане. Это был единственный способ спасти их.

Молодому солдату удалось упаковать 364 произведения, в том числе эскиз « Звездной ночи» Ван Гога. Он вернулся с драгоценным грузом обратно в Советский Союз. Какая радость, должно быть, была, когда после трудностей и страданий он открыл чемодан и увидел в нем не только эскиз Ван Гога, но и работы таких художников, как Дюрер, Веронезе, Ван Дейк, Рембрандт, Тьеполо, Дега и Тулуз-Лотрек. После каталогизации работ они были переданы Музею архитектуры в Москве, но из-за сложного происхождения произведений они в настоящее время хранятся в Эрмитаже и не представлены широкой публике в России, а также не вернулись в Германию.

Оригинальная Звездная ночь , к счастью, доступна всем любителям искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Винсент Ван Гог, Звездная ночь | 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Читайте также: 10 интересных фактов из жизни Винсента Ван Гога, о которых стоит знать

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий