Содержание
- Что такое гибридный аккумулятор для автомобиля
- Гибридная технология аккумуляторов
- Гибридные АКБ – достоинства и недостатки
- Обслуживание гибридного аккумулятора
- Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
- На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи
- Лучшие гибридные аккумуляторы
- Гибридный аккумулятор для автомобиля
- Достоинства и недостатки
- Правильное обслуживание
- Популярные модели
- Типы автомобильных аккумуляторов
- Гибридные аккумуляторы на российском рынке
- Отзывы о гибридных АКБ
- Зарядка гибридного аккумулятора
- Выкипание воды из электролита
- На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи
- Что такое гибридный аккумулятор
- Производители модели отзывы
- Используемая технология в гибридных аккумуляторах
- Особенности зарядки кальциевых батарей
- Где применяются гибридные АКБ
- Преимущества и недостатки
- Характеристики
- Обслуживание гибридных аккумуляторов
- Эволюция
- Срок службы
- Как подобрать ЗУ
- Как заряжать гибридный аккумулятор
- Советы специалистов
Для запуска силовых установок автомобилей используются кислотные батареи с ограниченным сроком эксплуатации. Гибридный аккумулятор разработан как устройство с улучшенными техническими характеристиками и повышенной долговечностью. Для поддержания параметров изделия необходимо соблюдать условия зарядки и своевременно доливать дистиллированную воду в банки батареи.
Внешний вид аккумулятора, подключенного к электрической сети автомобиля.
Что такое гибридный аккумулятор для автомобиля
Гибридная батарея представляет собой источник постоянного тока с положительными пластинами, изготовленными из свинца с сурьмой. Для отрицательных электродов используется свинец с добавкой кальция, в качестве электролита применена смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Использование кальция в конструкции автомобильного аккумулятора позволило увеличить пусковой ток и снизило деградацию элементов устройства при разрядке.
Технология позволяет устанавливать в пакет увеличенное количество пластин, что положительно влияет на характеристики аккумулятора. Например, изделия A-Mega Premium обладают повышенным на 20% по сравнению со стандартными изделиями током холодной прокрутки.
Гибридная технология аккумуляторов
В состав аккумуляторной банки входят пакеты отрицательных и положительных элементов, изготовленных методом литья из сплава на основе свинца. Положительный электрод обладает повышенной прочностью, по поверхности изделия распределена активная масса, участвующая в электрохимической реакции. Отрицательный элемент имеет увеличенную стойкость к коррозии, использование кальция способствует снижению саморазряда и расхода электролита.
Общая конструкция гибридного аккумулятора.
Обозначения и маркировка
Для обозначения устройств используется дополнительная маркировка, которая наносится на этикетку на корпусе. Гибридные батареи имеют текстовые надписи вида Hybrid или Calcium Plus. Ряд производителей наносят пояснение вида Ca+, указывающее на использование кальция только для отрицательных пластин.
В индексе применяется дополнительная буква латинского алфавита, указывающая на необходимость доливки дистиллированной воды при эксплуатации (N – норма, L – небольшой объем, VL – пониженная потребность, VRLA – установлен клапан).
Маркировка автомобильного аккумулятора зависит от производителя и соответствует региональным стандартам.
На наклейке указывается дополнительная информация:
- емкость устройства (в А*ч);
- пусковой ток в холодном состоянии;
- дата изготовления;
- тип крепления корпуса;
- рабочее напряжение;
- вес изделия;
- назначение аккумулятора;
- соответствие стандартам (ГОСТ, ТУ или ISO);
- контактные данные изготовителя и срок гарантии.
Срок службы
Срок службы изделия на машине зависит от условий эксплуатации и состояния генератора. Производители заявляют в рекламных буклетах длительность эксплуатации до 7 лет. Но такая долговечность достигается только при регулярном обслуживании и использовании в условиях теплого климата.
По отзывам владельцев аккумуляторы выдерживают не более 3-4 лет эксплуатации (отмечены случаи выхода из строя через 1,5-2 года работы).
Гибридные АКБ – достоинства и недостатки
Преимущества аккумуляторных батарей гибридного типа:
Примесь кальция в составе пластин также сводит к минимуму возможность окисления пластин и повышает токоотдачу.
- за счет введения легированных кальцием пластин достигнуто снижение расхода электролита;
- возможность эксплуатации на автомобилях с пониженным напряжением в бортовой сети;
- сниженный саморазряд;
- увеличенный ток в цепи пуска мотора;
- повышение емкости батареи без увеличения габаритов корпуса;
- устойчивость к глубокому разряду;
- допускается длительная эксплуатация в условиях вибрации;
- повышенный ресурс изделия.
Недостатки источников постоянного тока гибридного класса:
- при эксплуатации происходит испарение воды из электролита;
- повышенная стоимость изделий.
Обслуживание гибридного аккумулятора
Для повышения ресурса изделия следует проводить периодическое обслуживание, которое заключается в протирке корпуса от пыли и в доливке в емкости дистиллированной воды. Внутри корпуса имеются специальные метки, показывающие нормальный уровень жидкости.
Рекомендуется периодически проверять плотность электролита ареометром, при падении значения и появлении на электродах налета серого цвета выполняется процедура десульфации батареи.
Десульфация АКБ
При разрядке батареи на поверхности пластин оседает слой сульфата свинца с одновременным выделением воды. Постороннее вещество снижает поверхность электродов, участвующую в электрохимической реакции, что уменьшает емкость и эффективность восполнения емкости аккумулятора.
Неисправность возникает при хранении разряженного источника тока или при нерегулярной зарядке батареи. Для удаления налета используется введение химических реагентов в электролит или подача постоянного напряжения.
Признак, указывающий на сульфатацию аккумулятора.
Методика десульфации гибридного аккумулятора:
- Произвести замер плотности электролита в банках, а также уровня жидкости. Если количество раствора меньше требуемого (оголены верхние кромки пластин), то доливка осуществляется дистиллированной водой.
- Подключить внешнее зарядное устройство к клеммам с соблюдением полярности. Установить ток в цепи в пределах 4% от емкости аккумулятора, напряжение выставляется на уровне 14 В.
- Провести первичную зарядку батареи на протяжении 8 часов, а затем дать устройству выстояться 12-14 часов (с отключенным от клемм зарядным приспособлением). Пауза используется для выравнивания характеристик по поверхности пластин и в глубине пасты, нанесенной на электроды. В зазор между электродами поступает электролит с увеличенной плотностью, способствующий дальнейшему разрушению сульфата свинца.
- Провести повторное восполнение емкости и выдержать батарею. Цикл повторяется 4-5 раз, а затем проводится контрольный замер плотности электролита, которая должна вырасти до 1,27 г/см³.
Существует методика растворения сульфата свинца в дистиллированной воде, которая заливается в банки вместо электролита.
Восполнение емкости батареи проводится непрерывно на протяжении 12-14 дней, что позволяет преобразовать воду в электролит с пониженной плотностью и частично растворить налет сульфата свинца. Затем раствор удаляется, заливается дистиллированная вода и цикл зарядки повторяется. После удаления раствора производится заливка готового электролита, а затем батарея заряжается по стандартной процедуре.
Выкипание воды из электролита
Выкипание воды происходит при достижении напряжения в цепи питания 14,2-14,5 В (т.е. при стандартных условиях работы генератора на автомобиле), пары выходят через вентиляционные каналы в пробках. Эффект возникает из-за особенностей конструкции батареи, устранить явление на гибридных аккумуляторах невозможно.
Рекомендуется проверять уровень жидкости в банках через 2-3 месяца эксплуатации, для доведения количества раствора до нормального значения используется дистиллированная вода. Для дозаправки требуется от 300 до 500 мл воды.
Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
Для восстановления рабочих параметров используется 2 методики:
- Ускоренный алгоритм, при котором на клеммы подается постоянное напряжение. Сила тока составляет 10% от номинальной емкости батареи. Из-за повышенного напряжения наблюдается деградация конструкции, поэтому методика не рекомендована для частого использования
- Зарядка при напряжении 14,2 В позволяет увеличить ресурс аккумулятора. Способ отличается увеличением времени восстановления работоспособности батареи, но способствует повышению срока годности изделия. В цепи зарядки поддерживается ток силой до 2 А (параметры устанавливаются регуляторами, расположенными на источнике питания). Аккумулятор считается заряженным при начале активного выделения газов из электролита и снижении силы тока в цепи.
На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи
Основные критерии выбора аккумулятора для машины:
- Дата изготовления, рекомендуется приобретать изделия, пролежавшие на складах не более полугода.
- Габариты корпуса и тип крепления, аккумулятор увеличенных размеров может не поместиться на монтажной площадке. Поскольку батарея имеет вес от 15 кг, то необходимо обеспечить надежное крепление, использовать самодельные приспособления для фиксации запрещено.
- Полярность, существуют изделия с прямой и обратной схемой расположения клемм.
- Конфигурация крышки корпуса.
- Периодичность обслуживания (зависит от типа конструкции). Существуют автомобильные батареи, не требующие доливки воды.
Схемы расположения клемм на аккумуляторе.
Лучшие гибридные аккумуляторы
Аккумуляторы, поставляемые под маркой “Зверь” рассчитаны на эксплуатацию при температуре от -50°С. За счет оригинальной технологии повышения энергоемкости активной массы батареи обеспечивают увеличенный на 23% пусковой ток (по сравнению со стандартными изделиями). Аккумуляторы выпускаются с различными корпусами и клеммами, что позволяет установить узлы на автомашины европейского или азиатского производства.
Батареи АкТех созданы для установки на легковые или грузовые машины, допускается эксплуатация при температурах от -30°С. В конструкции изделий применены крышки с лабиринтными каналами, снижающими выброс паров электролита под капот автомобиля.
Конструкция гибридных аккумуляторов Atex 77 А-ч и Зверь 200.
Российский производитель Алькор поставляет аккумуляторы гибридного типа под марками “Тюменский медведь” и “Арктический медведь”. Аналогичные по схеме батареи выпускаются компанией Varta (серия Promotive Black).
При замене аккумуляторной батареи на своём автомобиле в магазине запчастей можно увидеть множество различных источников питания. Они могут быть необслуживаемые, обслуживаемые, кальциевые, свинцовые и иные. Но в последнее время часто можно встретить также и гибридные аккумуляторы. С таким устройством необходимо тщательно разобраться, чтобы выяснить функциональные возможности и достоинства.
Содержание
Гибридный аккумулятор для автомобиля
Автомобильный гибридный аккумулятор — это батарея, где один электрод сделан по малосурьмянистой технологии. Отрицательный выполнен в кальциевой. Таким образом, можно увеличить ток пуска, минимизировать восприимчивость аккумуляторной батареи к разрядам.
Технология АКБ
Аккумулятор, изготовленный по гибридной схеме, подразумевает применение нескольких разновидностей пластин. Свинцово-сурьмянистая обеспечивает устойчивость батареи к большим разрядам, свинцово-кальциевые предназначаются для минимизации испарения водного раствора.
Если эти материалы совместить, то срок службы источника питания для автомобиля продлится. Положительная особенность пластины из кальция — ячеистая структура. Такой формы удаётся добиться из-за литья в низких температурах. Благодаря такой технологии можно создать жёсткое строение пластины. Таким образом обеспечивается увеличение антикоррозионных свойств.
Обозначение и маркировка
На аккумуляторе гибридного типа всегда будет написана маркировка Hybrid, CA+ или Calcium Plus. На корпусе также могут иметься дополнительные обозначения, которые указывают на информацию об уровне расхода воды. Обычная это буква самая последняя и стоит в конце маркировки:
- N — нормальный.
- L — маленький.
- VL — очень маленький.
- VRL означает, что на батарее используется регулирующий клапан.
Обладая подобной информацией, можно при покупке оценить простоту обслуживания. Эта информация даёт необходимые сведения о том, через сколько времени нужно заливать внутрь устройства дистиллированную воду.
Маркировки и обозначения, которые ставят на корпусе, зависят от производителя. Но всё равно имеются определённые регламентируемые требования для каждой страны, в которой выпускается продукция. Абсолютно на любом аккумуляторе указывается определённая информация:
- Фирма изготовителя.
- Ёмкость батареи.
- Напряжение, необходимое для заряда.
- Пусковой ток.
- Вес устройства.
- Полярность.
- Уровень заливки электролита.
- Точная дата и год производства.
- Информация о едкостных свойствах всех компонентов.
В зависимости от страны производства маркировка может различаться. Чтобы разобраться с этим вопросом, можно изучить несколько примеров:
- Отечественное производство: 6 СТ-60 АПЗ. Цифра 6 означает, что в аккумуляторе установлено 6 банок. СТ — это стартерная батарея, то есть функция и предназначение батареи. 60 означает 60 ампер в час, то есть ёмкость батареи. АПЗ — исполнение батареи: А — общая крышка, П — сепаратор, изготовленный из полиэтилена, З — заряжена и залита. Также в русский АКБ пишут и иные буквы: М — сепаратор минпласт, выполненный из поливинилхлорида, Э — моноблок из эбонита, Т — мотоблок сделан из термопластика.
- Европейский вариант: 560 065 043. Первая цифра обозначает ёмкость от 1 до 99 ампер в час. Также могут быть ёмкости от 100 до 190 ампер в час — это цифра 6. А также от 200 до 299 ампер в час — это цифра 7. 60 означает 60 ампер в час. 065 — исполнение батареи. 043 — ток холодной прокрутки. В этом варианте он равняется 430 ампер.
- Азиатские батареи: 75 B 24 L. 75 обозначает коэффициент ёмкости. Буква B — исполнение батарея. 24 — длина в сантиметрах. L обозначает отрицательную клемму, расположенную с левой стороны.
- Американский вариант: А 34 650. Буква обозначает автомобильную батарею. 34 — это полярность и типоразмер аккумулятора. 650 — ток холодной прокрутки, равный 650 А.
Рекомендуем: Автомобильные аккумуляторы Актех
Это были основные обозначения аккумуляторов, которые используются в разных странах. Обладая этой информацией, можно легко подобрать батарею, подходящую под определённые критерии.
Срок службы
Батарея, выполненная в гибридном виде, обладает увеличенным сроком эксплуатации. Производители обещают, что при правильной эксплуатации блок питания может прослужить без нареканий в течение 7 лет. Такого времени работы получилось достигнуть из-за того что батарея малообслуживаемая. К тому же она устойчива к большим разрядам.
Этот срок службы также можно продлить. Для этого рекомендуется постоянно наблюдать за уровнем электролита, периодически чистить пластины от образовавшихся сульфатов. Важно знать, что стиль езды, используемый режим температуры, а также исправность электрической системы автомобиля будут влиять на источник питания.
Достоинства и недостатки
Гибрид представляет собой синтез нескольких технологий — кальциевой и малосурьмянистый. Этот вид батареи обладает как своими плюсами, так и минусами. Для начала стоит ознакомиться с плюсами:
- Выкипает мало воды.
- Саморазряд очень маленький.
- Высокие показатели устойчивых пусковых токов.
- Аккумулятор хорошо переносит глубокие разряды.
Все эти положительные нюансы были достигнуты благодаря развитию технологии по изготовлению внутренних пластин. Элементы из кальция меньше подвергаются коррозии, потому заряд батареи сохранится на дольшее время. Разложение воды также удалось минимизировать и понизить уровень электролита.
У батареи также имеются и некоторые минусы:
- Высокая цена.
- Чтобы обслуживать батарею, необходимо обладать специальными навыками.
В большинстве случаев плюсы перевешивают все минусы. И автолюбители приобретают именно гибридный вид аккумуляторов. На это придётся потратить больше денег, но срок эксплуатации при правильном использовании перечёркивает все недостатки.
Правильное обслуживание
Гибридные варианты АКБ становятся популярными. И это даже несмотря их высокую цену. Это объясняется тем, что батарею не слишком сложно обслуживать, а срок службы увеличен. За аккумуляторной батареей гибридного типа особо тщательно нужно ухаживать в летний период. В эти жаркие месяцы вода начнёт выкипать из электролита максимально. Чтобы аккумуляторная батарея не испортилась, необходимо часто проверять уровень раствора и его плотность.
Рекомендуем: Аккумулятор Tenax – современный АКБ по доступной цене
Обычно в АКБ устанавливаются специальные отметки, по которым легко следить за электролитом. В некоторых устройствах также устанавливаются специальные индикаторы. В том случае, если уровень кислоты падает, необходимо добавить дистиллированную воду. Гибрид нужно хорошо очищать, если на пластинах начал образовываться сульфат свинца. Это белый налёт.
Десульфатация батареи
Со временем на любой батарее начнётся процесс сульфатации. Это объясняется тем, что электролит и свинец образуют реакцию. Но если неправильно подобрать кислотность, то этот процесс ускорится. Именно поэтому необходимо правильно использовать десульфатацию. Этот процесс качественно очищает сульфаты свинца. Чтобы произвести правильно процедуры, нужно использовать несколько способов:
- Произвести слабые и короткие заряды-разряды.
- Использовать специальный химический раствор, который помещается в банку.
- Полностью разобрать аккумуляторную батарею и произвести чистку своими руками.
Последний метод нужно производить очень осторожно. Если нет опыта в разборке аккумуляторной батареи, тогда следует отказаться от применения этого варианта. Чтобы произвести десульфатацию, необходимо применять зарядный механизм. На экране зарядника отобразится вся информация об установленной ёмкости. Если в дома не имеется спецаппарата, можно взять простое зарядное устройство, которое обладает возможностью установить ампер и вольт.
Правильная зарядка и разрядка:
- Для начала необходимо проверить уровень электролита внутри батареи. Если показатель низкий, то дистиллированная вода доливается внутрь устройства.
- На оборудование ставится напряжение в 14,2 вольт с током в 1 ампер. АКБ подсоединяется к зарядному устройству.
- В таком положении необходимо оставить АКБ на ночь. Напряжение должно возрасти до 10 вольт.
- На сутки следует оставить батарею без зарядки. После этого ток увеличиваем до 2,5 и ставим на зарядку ещё на 8 часов.
- Плотность должна возрасти до 1,12 г на кубический сантиметр. А напряжение увеличится до 12,8 вольт.
- Чтобы запустить десульфатацию, необходимо произвести мощный разряд. К примеру, можно использовать лампу дальнего света. Следует оставить так на 8 часов и следить, чтобы показатель упал до 9 вольт.
- После этого цикл необходимо повторить. Сначала используется малый ток. АКБ оставляется на ночь без зарядки, а после устройство заряжается мощным током и подвергается разрядке.
Рекомендуем: Как сделать подбор аккумулятора bosch по марке автомобиля
Операция по десульфатации пройдёт успешно в том случае, когда плотность будет равняться 1,27 г на кубический сантиметр. Весь процесс занимает примерно 2 недели, но после этого срока гибридный аккумулятор снова можно эксплуатировать.
Особенности зарядки
Гибрид не нужно циклично заряжать, как кальциевый вариант. Но необходимо знать, каким образом производится правильная зарядка. Необходимо учитывать определённые особенности:
- Чтобы зарядка происходила максимально быстро, необходимо использовать мощный ток — на одну десятую ёмкости батареи. Постоянный ток применять не рекомендуют.
- Если совсем нет времени, то ток можно поставить в 2 ампера с напряжением в 14,2 вольт.
Если использовать второй способ зарядки батареи, то можно увеличить срок беспроблемной эксплуатации.
Популярные модели
Гибриды распространяются по магазинам не так активно, как другие модели из-за высокой цены. Но все равно имеется довольно широкий выбор марки гибридных аккумуляторов:
- Фирма «Аккумуляторные технологии» выпускает очень хорошие образцы гибридной техники. Можно смело приобретать такие модели — AT 77A3-R, Зверь Hybrid, АТ 64A3-L. Пользователи отмечают вполне приемлемую цену, а также хорошее качество продукции. АКБ без проблем запускается даже в зиму при больших морозах. Но за моделями придётся следить и ухаживать, иначе банки начнут осыпаться.
- Ещё одна хорошая фирма — «Тюменский медведь». Они также выпускают гибридные АКБ. Марки — 6CT-55LA, 6CT-77LA. Стоимость батареи — примерно 5 тыс. рублей. Модели хорошие, но некоторые пользователи отмечают проблемы при запуске зимой.
- A-Mega 6СТ-74. Подобная гибридная технология аккумуляторов отличается высоким сроком действия. Эксплуатировать можно в течение шести лет.
Это были лучшие гибридные аккумуляторы, которые можно запросто найти в магазинах автозапчастей. Если обладать правильной информацией, то не составит никакого труда самостоятельно эксплуатировать АКБ и проводить вынужденный ремонт. Производители выпускают максимально качественный продукт. Батареи довольно неприхотливы, и при правильной эксплуатации они служат долгие годы.
Современные аккумуляторные батареи автомобилей отличается от тех, которые производились раньше: они уже не так часто требуют периодической доливки дистиллированной воды, постоянной проверки плотности электролита. Но АКБ по различным причинам может сесть, поэтому заряжать гибридный аккумулятор необходимо так же, как и другой накопитель электроэнергии.
В этой статье мы рассмотрим, чем отличается гибридная АКБ от сурьмянистой или кальциевой, основные ее особенности и свойства. Также поговорим о моделях, представленных на рынке, каким образом производится зарядка, что нужно сделать для того, чтобы аккумулятор служил дольше.
Типы автомобильных аккумуляторов
Раньше промышленность выпускала в основном только сурьмянистые АКБ, в свинцовых пластинах которых содержится сурьма. И хотя этого химического элемента в составе совсем немного, его присутствие позволяет батарее быть устойчивой к глубокой разрядке, как бы аккумулятор не сел, он из-за этого не выходит из строя преждевременно. Несмотря на относительно большой срок службы и невысокую цену, у сурьмянистых аккумуляторов есть серьезные недостатки:
- необходимо постоянно добавлять дистиллированную воду, контролировать уровень электролита;
- АКБ склонны к саморазряду (даже при отсутствии нагрузки напряжение на клеммах постепенно падает);
- пластины в банках подвержены сульфатации (разрушению).
В кальциевых аккумуляторах сурьма заменена на кальций, за счет добавки этого элемента пластины стали более стойкими, они меньше подвержены коррозии. К тому же здесь процесс саморазряда протекает значительно медленнее, электролит практически не выкипает. Батареи при той же емкости обладают меньшими размерами, но у них есть свои недостатки:
- кальциевые АКБ плохо переносят перепад напряжения;
- глубокие разряды пагубно влияют на накопитель, батарея может выйти из строя чуть ли не сразу после падения напряжения до нуля.
В гибридных батареях были учтены все недостатки предыдущих разработок, аккумуляторные пластины содержать и сурьму (положительные электроды), и кальций (отрицательные электроды). Эти накопители стойко переносят глубокий разряд, не разряжаются быстро, вода из электролита хоть и испаряется, но медленно. Основной недостаток – не самая низкая цена, так как батареи такого типа появились на рынке относительно недавно, хотя уже сейчас можно встретить весьма недорогие марки АКБ, и они дешевле кальциевых.
Гибридные аккумуляторы на российском рынке
В России появилось уже достаточно много брендов, под которыми производятся гибридные АКБ, известны такие марки как:
- A-Mega;
- Актех (модели «Зверь», Solo, «Орион», «Пульс», Duo Extra);
- Black Horse;
- Dominator;
Практически для всех батарей производитель гарантирует:
- срок службы до семи лет;
- надежный запуск двигателя при температурах от +55 и до -45 градусов Цельсия;
- стабильную работу накопителя энергии;
- хорошую переносимость глубоких разрядов;
- высокую антикоррозийную стойкость;
- большой стартерный ток.
Гибридные АКБ выпускаются различной емкости (в основном от 55 до 225 Ампер часов), полярность бывает как прямая, так и обратная.
Отзывы о гибридных АКБ
Какие аккумуляторные батареи среди гибридных лучшие, сказать сложно, но у всех на слуху, и популярна продукция компании «Актех». Товары этой фирмы отмечены с положительной стороны в тестах журнала «За рулем», так же неплохо себя зарекомендовали батареи Varta. О продукции Black Horse мнения встречаются разные, нельзя сказать, что всем нравится бренд. Преимущества аккумуляторов Блэк Хорс, отмеченные автовладельцами:
- невысокая цена;
- низкий саморазряд;
- компактность;
- хорошая работоспособность.
Насчет надежности АКБ сказать что-либо определенное нельзя: кто-то хвалит аккумулятор за долговечность, некоторые очень недовольны, так как батарея быстро вышла из строя. В отрицательных отзывах водители ругают Black Horse за большой вес, неудобную ручку для переноски, плохую стойкость к низким температурам. Аккумуляторы этого бренда плохо запускают двигатель при температуре ниже -20 градусов, несмотря на заверения изготовителя, в среднем служат 1,5-2 года.
АКБ A-Mega тоже попадаются разного качества, основное их достоинство, отмеченное водителями – низкая стоимость. Но цена соответствует качеству, нередко аккумуляторы не «проживают» и более одного года, а два года эксплуатации – это вообще норма, дольше они служат редко. Многие модели A-Mega, несмотря на то что гибридные, достаточно быстро саморазряжаются, плохо запускают двигатель в мороз.
Достоинства разрекламированного бренда «Актех»:
- разумная стоимость;
- относительно долгий срок службы;
- низкий саморазряд;
- надежный запуск ДВС при отрицательных температурах.
Но отрицательных отзывов о продукции «Актех» немало, у потребителей сложилось мнение, что среди аккумуляторов этой фирмы попадается довольно много брака. К минусам данной АКБ следует отнести:
- недостаточный пусковой ток;
- быстрый разряд;
- плохой запуск мотора в холодную погоду.
Получается, что все отмеченные преимущества могут быть и недостатками, покупка аккумуляторной батареи иркутского производства – своего рода лотерея.
Зарядка гибридного аккумулятора
Многие водители часто спрашивают, как заряжать гибридный аккумулятор (ГА) – не все знают, есть ли разница в процессе зарядки обычной малосурьмянистой батареи и АКБ гибридного типа. Заряжается ГА как обычный сурьмянистый аккумулятор, здесь не нужен большой ток, как для кальциевой модели. Вначале достаточно подать ток в одну десятую от общей емкости батареи, то есть, если накопитель энергии рассчитан на 60 А/ч, то подается не более 6 Ампер.
В начале процесса выставляется напряжение 13,8, затем его увеличивают до 14,4 Вольт. Есть зарядное устройство с автоматическим режимом, его удобно использовать: во время зарядки напряжение само постепенно увеличивается, а зарядный ток падает. Если показатель по току уменьшается до 0,3-0,5 А, это означает, что ГА практически зарядился. На гибридной батарее перед зарядкой обязательно следует проверить уровень электролита, так как вода из него может выкипать, и это не очень хорошо для аккумулятора:
- возрастает плотность, концентрация серной кислоты становится очень большой, из-за этого осыпаются свинцовые пластины в банках;
- пластины сверху оголяются, из-за чего происходит нагрев, соответственно, также появляется возможность их разрушения.
ГА относятся к разряду обслуживаемых или малообслуживаемых батарей, поэтому здесь нужно проверять плотность электролита, добавлять до нужного уровня дистиллированную воду. Но в отличие от сурьмянистого аккумулятора пробки в гибридной модели полностью герметичные, воздух они не пропускают. Состояние ГА определяется по индикатору-«глазку», расположенному сверху корпуса:
- зеленый цвет означает полную исправность АКБ;
- белый – необходимо добавить электролит;
- черный – батарея разрядилась, плотность ниже нормы.
Следить за гибридным аккумулятором нужно обязательно, из-за выкипания воды батарея быстро выйдет из строя.
Выкипание воды из электролита
Чаще всего дистиллированная вода в ГА быстро закипает летом, в жару, поэтому необходимо хотя бы иногда посматривать на индикатор (не реже одного раза в месяц). На некоторых моделях АКБ «глазка» нет, приходится откручивать пробки, проверять, сколько залито серного раствора в банках. Особенность гибридных аккумуляторов – кипение электролита при нормальном напряжении бортовой сети, бурление воды может происходить даже при 14,0-14,5 Вольт (вспомним, что напряжение 13,8-14,5 Вольт считается нормальным, когда свыше 14,8, следует проверить реле-регулятор на генераторе).
В другое время года состояние банок нужно проверять хотя бы один раз в три-четыре месяца, как правило, за полгода уровень электролита все равно понижается, поэтому приходится производить доливку воды. В среднем за один раз необходимо добавлять 0,5-0,8 л, герметичные пробки не предотвращают выкипание.
На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи
Покупка аккумулятора – дело ответственное, если АКБ не подойдет по параметрам, она не обеспечит нормальный запуск двигателя, не сможет прослужить долго. При выборе обращаем внимание:
- на дату выпуска (чем «старше» батарея, тем хуже), очень хорошо, если между датами покупки и изготовления будет разница не более двух-трех месяцев;
- на размеры и емкость аккумулятора – он должен помещаться на отведенной ему площадке, надежно крепиться на месте, при этом пускового тока должно хватать для надежного запуска двигателя;
- на полярность, если клеммы на корпусе будут расположены не так как нужно, а наоборот, с установкой аккумуляторных проводов возникнет проблема;
- на тип (обслуживаемая или необслуживаемая АКБ). Если вы не собираетесь ухаживать за аккумулятором, проверять уровень электролита, доливать в банки воду, батарею гибридного типа лучше не покупать, она быстро «умрет». Именно поэтому о гибридном аккумуляторе автовладельцы нередко отзывается негативно, говорят, что ГА прослужил недолго.
Помимо сурьмянистых (малосурьмянистых), кальциевых, гибридных аккумуляторов еще производятся гелевые батареи, от всех остальных типов они отличаются тем, что вместо жидкого электролита заполняются гелем.
Так как гель обладает малой текучестью, он хорошо удерживается в корпусе, поэтому электроды (пластины) здесь не осыпаются. Эти аккумуляторы не теряет работоспособности до полного разряда, почти не саморазряжаются, лишь боятся зарядки большим током. Качественные и надежные гелевые накопители электроэнергии имеют только один серьезный недостаток – высокую стоимость.
Известно, батареи для аккумулирования электрического заряда отличаются по конструкции электродов, виду электролита, бывают обслуживаемыми и нет. Одной из разновидностей, завоевывающих рынок, стал гибридный АКБ. Тип аккумулятора, включающий малосурьмянистый анод и кальциевый катод, разработан для автомобиля. Новый источник энергии характеризуется увеличенным пусковым током и выдерживает больший разряд, по сравнению с кальциевым. Причина — наличие свинцово-сурьмянистой анодной пластины. Аккумулятор имеет сниженную способность к коррозии вследствие особого строения свинцово-кальциевого катода.
Что такое гибридный аккумулятор
Семантика слова «гибридный» уже предполагает, что речь идёт о соединении разных направлений. В данном случае это скрещивание технологических процессов производства АКБ, основанных на применении электролитных свойств двух химических элементов — кальция и сурьмы.
Производители модели отзывы
Важно понимать, как правильно выбрать такой АКБ. А для этого стоит учитывать ряд факторов:
Читайте также: Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- насколько велик расход воды;
- есть ли легирующий клапан;
- какова модель и производитель АКБ;
- что говорят уже использовавшие аккумулятор автовладельцы.
Очень важна модель гибридного аккумулятора, равно как и производитель. Наиболее популярны нынче батареи от АкТех и Зверь. Стоят они в районе пяти тысяч российских рублей. Стоимость средняя.
Производитель акцентирует внимание на соотношении качества и стоимости. Эти аккумуляторы получают разные оценки от владельцев. Примерно половина тех, кто использовал эти устройства, остались довольны, а вот другая – нет. Согласно отзывам, срок действия АКБ составляет от одного года до четырех. Отмечается, что эти автомобильные аккумуляторы хорошо запускаются в холод и почти не нуждаются в обслуживании. Впрочем, говорят, что если мороз превышает тридцать градусов, на эти батареи положиться нельзя. Также многими отмечается осыпание пластин и пробитые банки.
А вот гибридные АКБ A-mega, судя по отзывам, хороши всем кроме цены, автовладельцы отмечают и долговечность, и высокий стартерный ток. Такой АКБ проработает лет шесть. И даже несмотря на высокую цену гибридные аккумуляторы этого бренда довольно популярны. Так что, пожалуй, это один из лучших вариантов.
Используемая технология в гибридных аккумуляторах
Автоаккумуляторы, изготовленные по гибридной технологии, соединили в себе лучшие разработки дорогих кальциевых батарей и неприхотливость к условиям обслуживания сурьмяных моделей. Свинцово-сурьмянистые решетки гибрид-АКБ несут положительный заряд, свинцово-кальциевые — отрицательный.
Сплав с содержанием кальция получают при низкотемпературном режиме. Это гарантирует жёсткость решетки и стойкость к коррозии. Использование кальция в технологии изготовления гибридного аккумулятора ведёт к значительному снижению объёма испарений жидкости и предохраняет от саморазряда. Свинцово-сурьмянистая решётка благодаря своим свойствам придаёт устойчивость к глубоким разрядам.
Особенности зарядки кальциевых батарей
Для периодической подзарядки подобных батарей используют специальные зарядные устройства (связано это с технологией изготовления кальциевых батарей, которая, прежде всего, направлена на снижение интенсивности электролиза). Это в первую очередь касается напряжения используемого прибора. Для того, чтобы достичь рекомендованной плотности электролита (около 1,27 г/см³), необходимо применять зарядное устройство, обеспечивающее напряжение (на определенном этапе подзарядки батареи) не менее 16,2÷16,5 В.
Важно! Если же использовать приспособление с максимальным напряжением ниже этих значений (например, около 14,8 В), то зарядить Ca/Ca батарею до 100% емкости не удастся.
Лучше всего использовать зарядные устройства, предназначенные для различных типов батарей (в том числе и кальциевых). Выбрав нужный режим, можно не беспокоиться о том, что аккумулятор зарядиться до неполной емкости: встроенная автоматическая система за всем «проследит». Она же во время выключит процесс зарядки и не допустит закипания электролита.
Для информации! У некоторых автомобилистов может возникнуть логичный вопрос: как же обеспечивается нормальный заряд кальциевой батареи в автомобиле (ведь генератор, как правило, не «выдает» больше 15 В). Производители отвечают: при нормальной эксплуатации транспортного средства (то есть, его каждодневном использовании) этого напряжения будет вполне достаточно для поддержания необходимой емкости в течение всего гарантийного срока службы. Периодическая подзарядка требуется лишь при значительном разряде аккумулятора.
Где применяются гибридные АКБ
Благодаря сочетанию продвинутых технологических решений от двух типов АКБ, получилась выгодная комбинация. Характеристики гибридного устройства позволяют ставить их на автомобили с пробегом, у которых возможно нестабильное напряжение бортовой сети.
Практичность такого источника питания и долгий срок эксплуатации оптимально подойдёт для недорогих отечественных машин и иномарок. В данном случае главным условием выбора становится малообслуживаемость за счёт кальциевых добавок и долговечность сурьмяновых пластин.
Читайте также: Как правильно установить динамики в передние двери автомобиля
Преимущества и недостатки
Плюсов у гибридных АКБ значительно больше, чем минусов:
Заметно уменьшенный расход жидкости. Значительно снизился уровень кипения электролита.
- Минимизирован риск саморазряда.
- Высокие значения пускового тока. Повышение КПД стало возможным из-за применения свинцово-кальциевых отрицательно заряженных электродов. Специальная обработка пластин препятствует их окислению. Отсюда и хорошие параметры токоотдачи.
- Так как Calcium Plus предполагают применение свинцово-сурьмянистого положительного электрода, существенно увеличилась устойчивость к глубоким разрядам.
- Параметры тока холодной прокрутки гибридных АКБ позволяют легко запускать двигатель зимой.
Недостатков немного, но их нужно учитывать:
- Доливать дисцилированную воду время от времени всё же придётся, особенно в жару.
- У гибридных АКБ более высокая стоимость, чем у малосурьмянистых.
- Много поддельного товара. Поэтому покупать их надо у надёжных поставщиков.
Характеристики
Осуществляя подбор конфигурации оборудования, стоит предварительно продумать ключевые моменты, которые, так или иначе, прописываются в маркировке, указанной на корпусе оборудования. В частности, указываются следующие показатели на оборудовании:
- N – показывает на нормальный расход жидкости.
- L – символизирует о незначительном расходе воды.
- VL – показатель достаточно малого расхода воды.
- VRLA – определяет, что батарея в своей конфигурации имеет клапан регулировки.
Обслуживание гибридных аккумуляторов
Гибридные устройства относятся к малообслуживаемым, но всё же 1 раз в 3 месяца придется снимать крышку и проверить уровень электролита. В среднем за один раз потребуется долить воду объёмом 0,5 л.
Если регулярно делать проверку объема электролита и его плотности, то проблема у АКБ не будет. На большинстве моделей имеются отметки показывающие, какой должен быть уровень электролита. Некоторые производители оснащают свою продукцию индикатором.
Обслуживание включает в себя очистка белого налёта — сульфата свинца. Это нормальное явление, которое является следствием химической реакции, связанной со свинцом.
При неправильной кислотности состава разрушение пластин может быть ускорено, и никакой ремонт не поможет. Если периодически проводить десульфатацию, то этот процесс можно остановить.
Эволюция
Ускорившееся развитие во многом подтолкнули решения об ужесточении требований к характеристикам автомобильных аккумуляторов. Изменения коснулись требований к пусковому току, весу АКБ, расходу воды и т. п. Производители были вынуждены решать эти задачи и в результате появились новые технологии. Поскольку в принципиальном устройстве что-то изменить было сложно, создатели аккумуляторов стали совершенствовать состав и конструкцию электродов. Прежде чем перейти непосредственно к гибридным АКБ, рассмотрим путь их совершенствования.
Сурьмянистые
Первыми АКБ с легирующими добавками были сурьмянистые. Как понятно из названия, в состав свинцовых пластин добавлялась сурьма. Токоотводы для таких АКБ изготавливаются по литейной технологии при высокой температуре. Эта разновидность аккумуляторов больше всего подвержена выкипанию воды из электролита, саморазряду и сульфатации.
Кальциевые
В этих моделях производители применили кальций в качестве легирующего компонента свинцовых пластин, а также усовершенствовали саму технологию их производства. В этом случае пластины электродов выполняются посредством просечки цельной ленты. После того её растягивают и формируется ячеистая конструкция. Ленту получают литьём при низкой температуре.
Особенно это важно для жилок решётки, которые стали менее хрупкими и подверженными коррозийным процессам. Немаловажно, что электроды стали чище по своему химическому составу. Это снизило саморазряд автомобильных аккумуляторных батарей при хранении. Технология получила название ExMET (Expanded Metal).
Вместе с этими улучшениями было модернизировано и производство автомобильных аккумуляторов. В одном технологическом цикле с электродами готовилась паста. Выполнялось пастирование, подсушка, а также формирование групп токоотводов. При нанесении намазки был предпринят ряд технологических мер, который исключал их слипание. Производство было в значительной степени автоматизировано и улучшена его экологическая сторона.
Срок службы
При выборе источника питания для авто следует обращать внимания на дату выпуска. Чем «свежее» изделие, тем лучше. Идеально — 2-3 месяца со дня выпуска.
Читайте также: Эксперимент: можно ли мыть воздушный фильтр автомобиля?
К преимуществам гибридного вида источников питания, относится большой срок службы. Большинство заводов-изготовителей гарантируют стабильное выполнение своих задач в течение 5-7 лет.
Чтобы продлить период эксплуатации, необходимо проверять уровень электролита, вовремя очищать решётки от сульфатов.
Важно! На долговечность источника электропитания автомобиля влияют температурный режим, исправность электросхемы и даже стиль езды.
Как подобрать ЗУ
Для того, чтобы не было проблем с подзарядкой источника питания, следует отнестись ответственно к подбору зарядного устройства:
- ЗУ должно выдавать оптимальное напряжение для подзарядки — 13,8-14,2 V.
- Требования к выдаваемому максимальному току, от которого зависит время подзарядки, определяются указанной заводом-изготовителей ёмкостью батареи. Мощное ЗУ, зарядит более мощный аккумулятор.
- У ЗУ должна быть предусмотрена поэтапная регулировка выходного напряжения.
- Трансформаторное устройство должно быть оснащено ограничителем максимальной мощности тока.
- Лучше всего приобретать модель с автоматическим блоком управления, чтобы избежать ошибок настройки.
- Идеально, если ЗУ сможет блокировать процесс подзарядки при неверном подключении клемм и иметь защиту от перепадов напряжения в сети.
Подзарядные варианты ЗУ заряжают АКБ долго, но щадяще. Пуско-зарядные модели работают в ускоренном режиме и имеют функцию быстрого восстановления. Они проводят десульфатацию, восстанавливают заводскую ёмкость АКБ.
Как заряжать гибридный аккумулятор
Заряжать АКБ необходимо, если плотность электролита упала до 1,22 г/см. куб или если напряжение упало меньше 12 В.
Схема следующая:
- Протирают корпус от грязи и влаги;
- Открывают крышки, что бы выходили газы возникающие при кипении;
- При необходимости доливаем дистиллированную воду;
- Соединяют «плюсы», затем «минусы» клемм АКБ и ЗУ;
- Включают электропитание трансформатора.
Каждые 1,5-2 часа нужно проверять следующие параметры:
- величину зарядного тока (не более чем десятой части от ёмкости аккумулятора),
- напряжение (не более 14,2 В);
- плотность и температуру электролита (+30 С, не более +45 С).
Заряженный гибрид-АКБ выдаёт напряжение 14,2 V, ток падает до значения 0,5 ампер. Визуально это определяется появлением пузырьков.
По окончании подзарядки нужно проверить уровень электролита в каждой секции. Добавить, если нужно, дистиллятор, плотно закрыть все горловины.
Лучше не давать высокие токи, так как это пагубно влияет на состояние батареи, а так же приведет к более активному испарению электролита. А он ядовит и взрывоопасен.
Советы специалистов
Летом особенно важно следить за состоянием гибридного аккумулятора. В теплое время года АКБ не испытывает «холодных запусков», тратит мало энергии и быстро подзаряжается. Современные автомобильные генераторы выдают напряжение выше, чем раньше (14,2 – 14,5 В). Таким образом, в летний сезон из-за большого напряжения аккумулятор закипает, вода испаряется, концентрация кислоты увеличивается, пластины нагреваются и оголяются, а значит, может произойти осыпание активной массы. Чтобы не допустить поломки батареи, проверяйте ее в теплое время года раз в месяц.
Хотите узнать, какие еще технологии производства используются для АКБ и каковы их особенности? Переходите по ссылке. (внизу страницы)
А за новым аккумулятором – в Delmex!
ли со статьей или есть что добавить?