Литий-полимерный аккумулятор: отличие от ионного, срок службы, устройство. Li-pol или Li-ion: какой лучше

В начале 90-х годов, когда промышленное использование литий-ионных аккумуляторов уже во всю набирало обороты, были разработаны и первые литиевые аккумуляторы в форме пакетов — литий-полимерные аккумуляторы (обозначение «Li-Pol» или «Li-Po»).

Таким образом, литий-полимерные аккумуляторы стали более поздней разновидностью литий-ионных аккумуляторов. Но если в литий-ионных аккумуляторах электролит применяется жидкий, то у литий-полимерных собратьев это уже полимерный состав, по консистенции — гель. Благодаря полимерной основе, аккумуляторы данного типа обладают более высокой удельной энергоемкостью, чем другие.

Именно по этой причине сегодня литий-полимерные аккумуляторы особенно широко внедрены во множество мобильных устройств, где малый вес крайне важен (гаджеты, радиоуправляемые игрушки и т. д.)

image

Типичный литий-полимерный аккумулятор содержит в своей конструкции четыре основные части: положительный электрод (анод), отрицательный электрод (катод), сепаратор и электролит. В качестве сепаратора может выступать такой полимер, как микропористая полиэтиленовая или полипропиленовая пленка. Поэтому даже если электролит практически и является жидкостью, полимерный компонент в аккумуляторе неизменно присутствует.

Положительный электрод, в свою очередь, может быть разделен на три части: литий-переходный материал (оксид лития-кобальта или литий-оксид марганца), проводящая добавка и полимерное связующее — поливинилиденфторид. Что касается отрицательного электрода, то он содержит тоже три части, только вместо оксидов на нем присутствует углерод (графит).

Принцип действия литий-полимерного аккумулятора, как и принцип действия аккумулятора литий-ионного основан на обратимом встраивании (интеркаляции и деинкаляции) ионов лития в материал положительного и отрицательного электродов, при этом проводящей средой для ионов лития служит электролит, а микропористый сепаратор нужен здесь для того, чтобы препятствовать соприкосновению противоположных электродов друг с другом.

Сепаратор, таким образом, исключает миграцию частиц самих электродов, пропуская лишь ионы лития. В разряженном состоянии напряжение между электродами находится в диапазоне от 2,7 до 3 вольт, а в заряженном достигает 4,2 вольт (для аккумулятора на основе оксида литий-кобальта). Для литий-железофосфата (разновидность литий-ионного аккумулятора) эти значения будут иными — от 1,8 до 2,0 вольт в разряженном состоянии и от 3,6 до 3,8 вольт в заряженном.

image

Для каждого аккумулятора характерные значения рабочих напряжений указываются в документации, кроме того каждый аккумулятор должен быть оснащен защитной схемой, не допускающей выхода напряжения за пределы допустимого диапазона. Если же ячейки собираются в батареи будучи соединены последовательно, то обязательно наличие балансирующего контроллера, который будет удерживать заряд каждой ячейки на приемлемом уровне.

Литий-полимерные аккумуляторы традиционно отличаются от обычных литий-ионных аккумуляторов гибким, а не жестким каркасом. В итоге ячейка не только оказывается на 20% легче, но также имеет колоссальное преимущество, которое заключается в возможности производить аккумуляторы практически любой желаемой формы (для ноутбуков, планшетов и прочих мобильных устройств это крайне важно). Кроме того уровень саморазряда литий-полимерных аккумуляторов составляет всего около 5% в месяц.

Наконец, следует отметить количество рабочих циклов, которое у литий-полимерных аккумуляторов достигает 900. А при разрядных токах в 2С (удвоенное значение номинальной емкости) емкость бытовых аккумуляторов данного типа снижается лишь на 20% за все время жизни. Для специальных же применений, с нетипично большими рабочими токами, разрабатываются специальные литий-полимерные аккумуляторы, способные безболезненно отдавать в нагрузку токи на порядок превышающие величину номинала. Ранее ЭлектроВести писали, что растущий спрос на аккумуляторы провоцирует кризис. Главные мировые поставщики аккумуляторов — это южнокорейские гиганты Samsung и LG. Политика Сеула привела к тому, что за последний год использование батарей на внутреннем рынке выросло. По материалам electrik.info

Рост потребительского интереса к мобильным гаджетам и технологичной портативной технике в целом заставляет производителей совершенствовать свою продукцию в самых разных направлениях. При этом существует целый ряд общих параметров, работа над которыми ведется в одном русле. К таким можно отнести способ энергообеспечения. Всего несколько лет назад активные участники рынка могли наблюдать процесс вытеснения никель-кадмиевых аккумуляторов NiCd более совершенными элементами никель-металлгидридного происхождения NiMH. Сегодня же соперничество ведут между собой уже новые генерации батарей. Широко распространенную литий-ионную технологию в некоторых сегментах успешно вытесняет литий-полимерный аккумулятор. Отличие от ионного в новом блоке не так заметно для рядового пользователя, но в некоторых аспектах оно существенно. При этом, как и в случае конкуренции элементов NiCd и NiMH, замещающая технология далеко не безупречна и по некоторых показателям уступает аналогу.

Устройство аккумулятора Li-ion

Первые модели серийных аккумуляторов на основе лития стали появляться еще в начале 1990 годов. Однако в качестве активного электролита тогда использовался кобальт и марганец. В современных же литий-ионных батареях важно не столько вещество, сколько конфигурация его размещения в блоке. Такие аккумуляторы состоят из электродов, которые разделяются сепаратором с порами. Масса сепаратора, в свою очередь, как раз и пропитывается электролитом. Что касается электродов, то их представляет катодная основа на алюминиевой фольге и медный анод. Внутри блока катод и анод соединяются между собой клеммами-токосъемникам. Обслуживание заряда выполняет положительный заряд ион лития. Этот материал выгоден тем, что располагает способностью легко проникать в кристаллические решетки других веществ, формируя химические связи. Впрочем, положительных качеств таких батарей все чаще оказывается недостаточно для современных задач, что и обусловило появление элементов Li-pol, которые имеют немало особенностей. В целом же стоит отметить и сходство литий-ионных источников питания с гелиевыми полноформатными АКБ для автомобилей. В обоих случаях батареи разрабатываются с расчетом на физическую практичность в использовании. Отчасти это направление развития продолжили и полимерные элементы.

Устройство литий-полимерного аккумулятора

Толчком для совершенствования литиевых аккумуляторов стала необходимость борьбы с двумя недостатками существующих батарей Li-ion. Во-первых, они небезопасны в эксплуатации, а во-вторых, довольно дорого обходятся по цене. Избавляться от данных минусов технологи решили путем смены электролита. В итоге на смену пропитанному пористому сепаратору пришел полимерный электролит. Надо отметить, что полимер и раньше использовался в электротехнических нуждах в качестве пластиковой пленки, проводящей ток. В современной же батарее толщина элемента Li-pol достигает 1 мм, что также снимает с разработчиков ограничения по использованию различных форм и размеров. Но главное заключается в отсутствии жидкого электролита, благодаря чему исключается риск воспламенения. Теперь стоит подробнее рассмотреть отличия от литий-ионных элементов.

В чем главное отличие от ионной батареи?

Принципиальное отличие заключается в отказе от гелиевых и жидкостных электролитов. Для более полного понимания этой разницы стоит обратиться к современным моделям автомобильных аккумуляторов. Потребность в замене жидкого электролита была обусловлена, опять же, интересами безопасности. Но если в случае с автомобильными АКБ прогресс остановился на тех же пористых электролитах с пропиткой, то литиевые модели получили полноценную твердую основу. Чем же так хорош твердотельный литий-полимерный аккумулятор? Отличие от ионного заключается в том, что активное вещество в виде пластины в зоне контакта с литием препятствует формированию дендритов при циклировании. Как раз этот фактор исключает вероятность взрывов и возгораний таких батарей. Это лишь то, что касается достоинств, но также есть и слабые места у новых элементов питания.

Срок службы литий-полимерного аккумулятора

В среднем такие аккумуляторы выдерживают порядка 800-900 циклов зарядки. Данный показатель является скромным на фоне современных аналогов, но даже не этот фактор можно рассматривать как определяющий ресурс элемента. Дело в том, что такие аккумуляторы подвержены интенсивному старению независимо от характера эксплуатации. То есть даже если батарея вовсе не используется, ее ресурс будет сокращаться. Причем не имеет значения, это литий-ионный аккумулятор или литий-полимерный элемент. Все источники питания, базирующиеся на литиевой основе, характеризуются данным процессом. Существенную утрату в объеме можно заметить уже через год после приобретения. Спустя 2-3 года некоторые батареи и вовсе выходят из строя. Но многое зависит от производителя, поскольку внутри сегмента тоже есть различия в качестве исполнения аккумулятора. Аналогичные проблемы свойственны и элементам NiMH, которые подвергаются старению при резких температурных колебаниях.

Недостатки

Кроме проблем с быстрым устареванием, такие аккумуляторы нуждаются в дополнительной системе защиты. Связано это с тем, что внутреннее напряжение на разных участках может привести к перегоранию. Поэтому используется особая схема стабилизации, предотвращающая перегревы и перезаряды. Эта же система влечет и другие недостатки. Главным из них является ограничение тока. Но, с другой стороны, дополнительные защитные схемы делают безопаснее литий-полимерный аккумулятор. Отличие от ионного в плане стоимости тоже имеет место. Полимерные батареи стоят дешевле, но ненамного. Их ценник также повышается из-за внедрения электронных защитных схем.

Эксплуатационные особенности гелеобразных модификаций

С целью повышения электропроводности в полимерные элементы технологи все же добавляют гелеобразный электролит. О полном переходе на такие вещества речи не идет, поскольку это противоречит концепции данной технологии. Но в портативной технике часто используют именно гибридные элементы питания. Их особенность заключается в чувствительности к температуре. Производители рекомендуют использовать такие модели батарей в условиях от 60 °C до 100 °C. Это требование определило и особую нишу применения. Использовать гелеобразные модели можно только в местах с жарким климатом, не говоря о необходимости погружения в теплоизолированный корпус. Тем не менее вопрос о том, какой аккумулятор выбрать – Li-pol или Li-ion, — не так остро стоит на предприятиях. Там, где особое влияние имеет температура, часто применяются комбинированные решения. Полимерные элементы в таких случаях обычно используют в качестве резервных.

Оптимальный метод зарядки

Обычное время восполнения заряда у литиевых аккумуляторов составляет в среднем 3 ч. Причем в процессе зарядки блок остается холодным. Наполнение происходит в два этапа. На первом напряжение достигает пиковых величин, и такой режим поддерживается до набора 70%. Остальные 30% набираются уже в условиях нормального напряжения. Интересен и другой вопрос – как заряжать литий-полимерный аккумулятор, если нужно в постоянном режиме поддерживать его полный объем? В таком случае следует соблюдать график подзарядок. Эту процедуру рекомендуется производить примерно каждые 500 ч эксплуатации с полной разрядкой.

Меры предосторожности

В процессе эксплуатации следует применять только соответствующий по характеристикам зарядный прибор, подключая его к сети со стабильным напряжением. Также необходимо проверять состояние разъемов, чтобы не произошло размыкания аккумулятора. Важно учитывать, что, несмотря на высокую степень безопасности, это все же чувствительный к перегрузкам тип аккумулятора. Литий-полимерный элемент не терпит превышения показателей тока, чрезмерного охлаждения внешней среды и механических ударов. Впрочем, по всем этим показателя полимерные блоки все же более надежны, чем литий-ионные. И все-таки главный аспект безопасности заключается в безвредности твердотельных источников питания – разумеется, при условии поддержания их герметичности.

Какой аккумулятор лучше – Li-pol или Li-ion?

Данный вопрос в большей степени определяется условиями эксплуатации и целевым объектом энергоснабжения. Основные преимущества полимерных устройств скорее ощутимы для самих производителей, которые могут свободнее использовать новые технологии. Для пользователя разница будет малозаметна. Например, в вопросе о том, как заряжать литий-полимерный аккумулятор, владельцу придется больше внимания уделять качеству источника энергоснабжения. По времени же заряда это идентичные элементы. Что касается долговечности, то в этом параметре тоже ситуация неоднозначная. Эффект старения в большей степени характеризует полимерные элементы, но практика показывает разные примеры. К примеру, есть отзывы о литий-ионных элементах, которые становятся непригодными уже через год пользования. А полимерные в некоторых аппаратах эксплуатируются по 6-7 лет.

Заключение

Вокруг аккумуляторов по-прежнему сохраняется множество мифов и ложных суждений, которые касаются разных нюансов эксплуатации. И напротив, некоторые особенности батарей замалчиваются производителями. Что касается мифов, то один из них опровергает литий-полимерный аккумулятор. Отличие от ионного аналога заключается в том, что полимерные модели испытывают меньше внутренних нагрузок. По этой причине сеансы зарядки еще не севших аккумуляторов не оказывают вредного воздействия на характеристики электродов. Если же говорить о скрываемых производителями фактах, то один из них касается долговечности. Как уже говорилось, ресурс аккумуляторов характеризуется не только скромным показателем циклов зарядки, но и неизбежной утратой полезного объема элемента питания.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Литий-полимерный аккумулятор (литий-ионный полимерный аккумулятор (lithium-ion polymer battery); аббревиатуры: Li-pol, Li-polymer LiPo, LIP, Li-poly и т.д.) — это усовершенствованная конструкция литий-ионного аккумулятора. В качестве электролита используется полимерный материал.[1] Используется в мобильных телефонах, цифровой технике, радиоуправляемых моделях и пр.

Обычные бытовые литий-полимерные аккумуляторы не способны отдавать большой ток, но существуют специальные силовые литий-полимерные аккумуляторы, способные отдавать ток, в 10 и даже 130[2] раз превышающий численное значение ёмкости в ампер-часах. Они широко применяются как аккумуляторы для радиоуправляемых моделей, а также в портативном электроинструменте и в некоторых современных электромобилях.

Преимущества

  • Большая плотность энергии на единицу объёма и массы (в сравнении с литий-ионными);
  • Низкий саморазряд;
  • Толщина элементов от 1 мм;
  • Возможность получать очень гибкие формы;
  • Отсутствие эффекта памяти;
  • Незначительный перепад напряжения по мере разряда.
  • Диапазон рабочих температур литий-полимерных аккумуляторов довольно широкий: от −20 до +40 °C по данным производителей.

Недостатки

Аккумуляторы пожароопасны при перезаряде и/или перегреве. Для борьбы с этим явлением все бытовые аккумуляторы снабжаются встроенной электронной схемой, которая предотвращает перезаряд и перегрев вследствие слишком интенсивного заряда. По этой же причине требуют специальных алгоритмов зарядки (зарядных устройств).

Количество рабочих циклов 800—900, при разрядных токах в до потери ёмкости в 20 % (для сравнения: NiCd — 1000 циклов, NiMH — 600, LSD NiMH — 1500, LiFePO4 — 2000).

Старение

Под воздействием заряда литий-полимерные и литий-ионные аккумуляторы снижают ёмкость в зависимости от температурного режима.

Глубокий разряд полностью выводит из строя литий-полимерный аккумулятор. Оптимальные условия хранения Li-pol аккумуляторов достигаются при 40%-м заряде от ёмкости аккумулятора. Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются. Через 2 года батарея теряет около 20 % ёмкости[3]. Соответственно, нет необходимости покупать аккумулятор «про запас» или чрезмерно увлекаться «экономией» его ресурса. При покупке рекомендуется посмотреть на дату производства, чтобы знать, сколько данный источник питания уже пролежал на складе. В случае, если с момента изготовления прошло более двух лет, лучше воздержаться от покупки.

Напишите отзыв о статье «Литий-полимерный аккумулятор»

Примечания

  1. [dig.by/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0 Конструкция литий-ионного аккумулятора], (Ru).
  2. [www.hobbyking.com/hobbyking/store/__26789__Turnigy_nano_tech_A_SPEC_5000mah_12S_65_130C_Lipo_Pack_.html Turnigy nano-tech A-SPEC 5000mah 12S 65~130C Lipo Pack]
  3. Сергей Потупчик [www.rcdesign.ru/articles/engines/lipol Литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы]

См. также

  • Цена: $4.54

Всем привет, в обзоре очередное «рукоблудие» по переделке под «литий», на этот раз электробритвы. Кому интересно, заходите… Начну с того, что очень давно (ну лет 5-6 назад, а может и больше) я приобрёл электробритву Panasonic, довольно удачной (в смысле ни разу не сломалась) модели ES6002. Всё это время она служила мне, как говорится, верой и правдой, но как-то постепенно время между зарядками всё сокращалось, и наступил тот момент, когда одного заряда встроенной батареи перестало хватать для завершения качественного бритья (поначалу хватало на 5-6 процедур на одной зарядке). Вскрытие показало окончание ресурса никель-металлогидридных аккумуляторов. Т.к. они имеют очень необычный форм-фактор, то это усложняло их замену путём приобретения в рядовом магазине, да и их ёмкость в сравнении с появившимися в последнее время более высокотехнологичными источниками энергии не мотивировала к дополнительным поискам. Выход напрашивался сам по себе – «литий». Для решения вопроса было решено в существующее место под аккумуляторы подобрать литиевую батарею как можно большей ёмкости. По данному критерию лучше всего подошла батарея типоразмера 103048 (10х30х48 мм), при этом её заявленная ёмкость составляла целых 1500 мАч, согласитесь, по сравнению с предыдущими 700 мАч, разница очень даже ощутима. Но увы, реальность оказалась более прозаичной, измеренная ёмкость составила только 1150мАч, по этому поводу продавцу была сделана «предъява» и он, как «нормальный пацан» честно вернул 1 бакс. Кстати в батарею встроен модуль защиты от перезаряда (порог 4,2 В) и переразряда (3,3 В), которые четко отработали при проверке ёмкости (сначала я разрядил батарею). Итак, первая примерка показала, что новая батарея входит в корпус бритвы «тютелька в тютельку» Но полностью «посадить» батарею на штатное место не получалось, мешали посадочные профили под старые круглые батарейки. Пришлось поступить радикально – выступающие рёбра спилить гриндером. После этого всё поместилось, как и задумывалось от идеи утилизации предыдущей платы управления пришлось отказаться и оставить её на старом месте т.к. она довольно сложно механически сопряжена с частью выключателя (пришлось только обрезать выводы ввода питания и один вывод выключателя). Предварительная проверка работоспособность выявила следующую проблему – двигатель, очевидно рассчитанный на рабочее напряжение около 2,4 В, упорно не хотел работать на питающих напряжениях более 3,2 В, его ротор просто «клинило» в слишком сильном магнитном поле, т.е. он не мог совершить первый оборот. Эксперименты показали что устойчивый запуск без сбоев происходит при питающем напряжении 3 В и ниже. Первоначально для решения проблемы я хотел установить понижающий преобразователь, которого у меня, как на зло, под рукой уже не оказалось и я решил прибегнуть к старым схемным решениям. Первое, что пришло в голову поставить последовательно 1-2 диода, чтобы погасить лишние 1,2 В, но при таком варианте я бы использовал наверное процентов 50 ёмкости батареи, тем самым дискредитировал бы саму идею перехода на «литий», да и обороты двигателя с разрядом батареи тоже падали бы. В итоге выбрал такой вариант: Пришлось немного повозиться и отобрать из горстки стабилитрон на напряжение 3,0 В. Т.к. измеренный рабочий ток двигателя составил 0,7 А, то транзистор нужен на ток коллектора не менее 1 А, коэффициент передачи по току — не менее 70 (на схеме лучше бы смотрелся КТ972А). Поскольку выделяемая на транзисторе мощность может достигать почти 1 Вт, его желательно разместить на небольшом теплоотводе (я применил кусочек медной шины, обточив его по внутреннему размеру корпуса). Для исключения подгорания контактов выключатель я установил не в коллекторную, а в базовую цепь транзистора, при этом в выключенном состоянии ток потребления практически равен нулю (меньше 1 мкА – ток утечки транзистора). Для зарядки аккумулятора я применил популярную зарядку на базе микросхемы 4056. Плату зарядки я закрепил двухсторонним скотчем к старой плате таким образом, чтобы индикаторные светодиоды были над существующим отверстием индикации, предварительно удалив с него светофильтр красного цвета и залив прозрачным термоклеем в форме линзы Из-за громоздкости стабилизатор напряжения пришлось расположить между батарейным отсеком и двигателем. Вид доработанного блока после всех коммутаций: Поскольку бритва моющаяся, осталось только герметизировать тем же термоклеем отверстия от штырей предыдущих аккумуляторов Для запитки от любой штатной телефонной зарядки «откусываем» от шнура питания старый тяжелый зарядный модуль, а вместо него припаиваем USB-разъём. В итоге получаем электробритву с повышенным эксплуатационным ресурсом удобной индикацией зарядки (раньше не было индикации её окончания) и даже возможностью её применения одновременно с зарядкой аккумуляторов, которой не было в начальном варианте. Всем удачи и успехов.

image

{ ArticleToC: enabled=yes }

В наши дни широко распространены в бытовой технике (ноутбуках, цифровых фотоаппаратах, электромобилях и пр.) литий-ионные аккумуляторы и новый тип аккумулятора li pol.

Технология их изготовления все время совершенствуется. И все бы хорошо, но стоят такие аккумуляторы недешево, а у первых еще и безопасность при эксплуатации оставляет желать лучшего.

Конструкция литий – полимерных батарей

Тип аккумулятора li polymer — что это? Вначале применяли полимерный твердый электролит, напоминающий пластиковую пленку и заменяющий пористый традиционный сепаратор, пропитываемый электролитом. Он не проводил ток, но обеспечивал обмен ионами.

Конструкция отличалась лучшей безопасностью, простым процессом изготовления. Она позволяла делать аккумуляторы любой конфигурации более тонкими (до 1 мм) и исключала возможность возгорания.

Недостатком сухих Li-polymer аккумуляторов является малая электропроводность при комнатной температуре. Высокое внутреннее сопротивление не позволяет добиться достаточной для современных девайсов величины тока.

Видео: Li-pol аккумуляторы для новичков.

До приемлемого уровня увеличить электропроводность можно при нагревании до 60 градусов. Но это для массового применения не годится. Пока в этом направлении продолжают вести исследования.

А как же тогда быть с аккумуляторами, которыми комплектуют телефоны и компьютеры, если к коммерческому использованию они не пригодны? Оказывается, в них добавляют для повышения электропроводности небольшое количество электролита гелеобразного.

При массовом производстве стоить тип аккумулятора li pol будет меньше, чем литий-ионные.

Основные характеристики двух описанных видов представлены на графике:

Зарядка литий – ионных аккумуляторов

Процесс зарядки литий-ионных батарей состоит из двух этапов. На первом, длящимся около часа, напряжение увеличивается при неизменном зарядном токе, до момента, когда достигнут будет верхний его порог.

Аккумулятор к этому моменту заряжен на 70% от номинальной емкости. Далее ток уменьшается, пока не достигнет 3%, а напряжение практически не меняется. Затем, заряд прекращается.

При необходимости поддерживать батарею все время в заряженном состоянии, подзаряд проводят через 20 дней (500 часов). Обычно для этого на выходах аккумулятора напряжение уменьшают до 4,05 В, прекращая подзарядку, когда оно достигает отметки 4,2В.

Оптимальной температурой зарядки является 15-25 градусов Цельсия. Но, большей частью литий-ионных батарей допускается проводить ее током 1С в диапазоне температур 5-45 °C. При температурах, лежащих в пределах 0-5  °C, ток должен составлять 0,1 С. Нельзя проводить зарядку при минусовых температурах.

image

Зарядка литий-полимерных батарей

Практически идентичным образом и теми же, что для литий-ионных батарей, зарядными устройствами, происходит зарядка батарей литий-полимерных.

У литий – ионных батарей зарядка происходит при разрядке аккумулятора до нижнего порога – 3,0В (для отдельных — 0,2В).

Это означает, что при включенном телефоне постепенно уменьшается напряжение. Как только оно достигает нижнего порога, пользователь предупреждается и гаджет отключается.

Но энергию от батареи он продолжает потреблять. Пусть и незначительная, но она нужна, чтобы нажать клавишу включения телефона. Помимо этого, энергия потребляется внутренней схемой защиты и управления. К этому добавляется небольшой саморазряд. Следовательно, напряжение на оставленной на длительное время без подзарядки батареи, падает до 2,5 В, что может привести к отключению внутренней схемы управления и защиты.

Глубокий разряд приведет к тому, что зарядить батарею сможет далеко не каждое зарядное. Безусловно, от таких действий срок эксплуатации аккумулятора будет сокращаться.

Литий-ионные аккумуляторы функционируют лучше при комнатной температуре. В других условиях они теряют срок службы. Для литий-полимерных батарей работают нормально при 60-200 градусах, благодаря чему успешно используются в регионах с жарким климатом в качестве резервных источников питания. Но, сдерживающим фактором для них продолжает оставаться высокая цена.

Достоинства литий – полимерных конструкций

Из сказанного понятно, что литий-полимерные аккумуляторы – конструкции более совершенные, обладающие:

  • низким саморазрядом;
  • малой толщиной;
  • большой плотностью энергии на единицу массы и объема;
  • незначительным перепадом напряжения при разряде;
  • большим, в сравнении с другими, количеством циклов заряд/разряд;
  • возможностью получения разнообразных по конфигурации гибких форм.

image

Рекомендуем:

  • Мод wismec rx200: обзор и технические характеристики
  • Выбор аккумулятора для бесперебойника
  • Li ion аккумуляторы что важно знать

Подготовка LiPo к эксплуатации

Чтобы эту батарею подготовить к работе, ее просто нужно зарядить. «Эффекта памяти» она не имеет, поэтому нет необходимости циклирования перед использованием и дозарядки перед новой зарядкой.

Применение

В моделях вертолетов и самолетов, коммуникаторах, компьютерах и т.д.

image

image

image

Производители и цена

Производителей существует много, но первенство среди них принадлежит компании Kokam.

Детальнее познакомиться с производителями можно на сайтах:

www.lightflightrc.com. или www.b-p-p.com.

image

Аккумуляторы Li-Fe

Если два описанных типа батарей применяются достаточно широко, то эра Li-Fe пока «на старте».

Li fe аккумуляторы имеют большую емкостью и меньшее время зарядки. Зарядить их можно за 15 минут. К тому же, циклов перезарядки у них больше в 10 раз, в сравнении с моделями обычными. Чтобы не «погубить» батарею, пользоваться нужно зарядкой, на которой есть специальная маркировка, позволяющая заряжать Li-Fe аккумулятор.

image

К достоинствам этого типа батарей относятся:

  • сверхбыстрый заряд (15 минут при токе 7А);
  • большой ток отдачи в кратковременном и рабочем режимах (132 и 60 Ампер);
  • прочный и безопасный корпус;
  • отсутствие саморазряда (за три года 3%);
  • сохранение работоспособности при отрицательных температурах (до минус 30 градусов Цельсия);
  • большая наработка на отказ (в сравнении с никилиевыми, она больше втрое).

Недостатками их считают:

  • наличие специального зарядного устройства, не совместимого с зарядками LiPo;
  • большой вес, чем у литий-порлимерных;
  • потеря свойств при глубоком разряде.

Основные характеристики

У полностью заряженной батареи напряжение составляет 3,65В. Хотя они не очень чувствительны к перезаряду, не рекомендуется заряд более 3,9В. У полностью разряженного элемента напряжение варьирует в пределах 2,5-2В Разными производителями заявляется различное напряжение средней точки – 3,2-3,3В.

Чаще других любители используют батареи размером18650 и 36650 (в профессиональной технике их применяют редко). Устанавливают их в моделях, шуроповертах, радиолюбительской технике.

Где купить аккумуляторы литий – полимерные и Li-Fe?

Купить литий-полимерные аккумуляторы можно в специализированных и онлайн магазинах. Большой выбор предлагает интернет-магазин Prom.Ua (http://prom.ua/Litij-polimernyj-akkumulyator.html?no_redirect=1)/. Та же указаны цены на каждый из видов.

Познакомиться с порядком цен и заказать Li-Fe аккумуляторы можно на сайте

https://ru.aliexpress.com/popular/li-fe-batteries.html?src=google&albch=search&acnt=479-062-3723&isdl=y&aff_short_key=UneMJZVf&albcp=273906556&albag=7991704636&slnk=&trgt=dsa-55226941396&plac=&crea=64152647716&netw=g&device=c&mtctp=b&memo1=1t2&gclid=CjwKEAjwhILABRDwo8mlqt6ug38SJACNSq_kHj6S7pjeQRTIs63mNk3QCRQN5Q7QeVpId2OV9xiquRoCrtjw_wcB.

Видео: Все про аккумуляторы: Li-Ion, Li-Pol, Ni-mh, Ni-cd — В чем разница

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий