Привет всем, я за свою практику делал множество схем зарядных устройств для самых разных аккумуляторов, но в последнее время заметил, что несмотря на огромную базу схем в интернете, люди хотят видеть простую схему зарядного устройства для
автомобильных аккумуляторов из очень доступных компонентов, поэтому я решил воплотить эту идею в жизнь.
Эта схема была снята из радиожурнала, которая стала очень популярной в последнее время, по сути это тиристорный регулятор напряжения, многие наверное будут осуждать мое решение об использовании именно этой схемы, ведь она не имеет узла контроля тока, защиты и многих других плюшек, которыми снабжены современные зарядные устройства.
Вы конечно правы, но именно эта схема была повторена радиолюбителями, в том числе и мною множество раз и зарекомендовала себя с лучшей стороны.
Итак, о схеме; она отличается от обычных линейных схем, обратите внимание на транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, то есть аккумулятор по сути заряжается импульсами тока, в этом можно убедиться подключив осциллограф, такой режим работы имеет множество плюсов.
Первый из них заключается в том, что силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, следовательно, нагреваться будет меньше, и ещё импульсная зарядка может быть полезной для десульфатации аккумулятора, а значит такая зарядка в теории может восстанавливать АКБ.
Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, можно использовать буквально любые маломощные транзисторы, например наши КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может доходить до 10 ампер, следовательно с ее помощью можно эффективно заряжать аккумуляторы с ёмкостью до 100 амперчасов.
Тут важно запомнить — эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов составляет десятую часть от ёмкости аккумулятора, например аккумулятор на 60 амперчасов эффективный ток заряда должен быть в районе 6 ампер и т.д.
В моем варианте был использован готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, по мне это хороший вариант. Мне повезло и обмотки трансформатора оказались медными, а не алюминиевыми как это бывает с бюджетными бесперебойниками.
Порывшись в старом хламе мне удалось найти только один тиристор, но к сожалению и тот оказался нерабочим, по идее можно собрать аналог тиристора, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.
переделал на транзистор
Печатная плата получилась довольно компактной, кстати исходный файл платы доступен для скачивания в конце статьи. Транзисторы и диодный мост устанавливают на радиатор, конструкцию также желательно дополнить кулером. Индикаторы поставил стрелочные, амперметр на 1 ампер, но после замены шунта он стал отображать ток до 10 ампер, вольтметр на 15 вольт.
Хотел всё это дело собрать в корпусе от блока питания компьютера но на данный момент работаю над несколькими проектами и времени попросту нет, но в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.
Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.
Выходное напряжение регулируется от чистого ноля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом, включаем зарядное устройство в сеть и вращением переменного резистора добиваемся на выходе 14 и 14.4 вольт выходного напряжения.
Это напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, дальше подключаем зарядку к аккумулятору не забывая соблюдать полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.
По мере заряда аккумуляторной батареи ток будет снижаться и в конце процесса значение будет близким к нулю, этим заряд можно считать завершенным.
Плохо то, что схема лишена защиты от коротких замыканий, может спасти только предохранитель, также отсутствует функция защиты от переполюсовки питания, но все это можно дополнить и позже, было бы желание))).
Плата в формате .lay; скачать…
Автор; АКА КАСЬЯН
Зарядное устройство использующееся для зарядки аккумуляторной батареи можно собрать своими руками используя электрическую принципиальную схему и радиотехнические детали, купленные в специализируемом магазине. Узел управления тринистором построен на цепочке транзисторов VT1 и VT2. Конденсатор С2 заряжается в моменты времени до переключения переходного транзистора. Временной период зарядки конденсатора можно регулировать с помощью переменного резистора R1. При крайнем правом расположение движка, резистора создает максимальный зарядной ток и наоборот.
VD5 диод, который служит для защиты управляющей цепи тринистора от возможного обратного напряжения, которое возникает при включении тринистора VS1.
Элементы устройства нужно смонтировать на печатную плату, выполненную из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Выбираем для пайки детали все, кроме таких элементов цепи: диоды VD1…VD4 выпрямителя напряжения, переменного резистора R1, трансформатора Т1, предохранителя FU1, а также тринистора VS1.
Компонентная база для электрической схемы должны быть следующая. Конденсатор С2 – К73-11 (емкостью от 0,47 – 1 мкФ), маркировка: К73-17, К42У-2, МБГП. Диоды VD1…VD4(серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213), которые работают с прямым током 10А и обратное напряжение, рассчитанное на 50В. Вместо тринистора КУ202В можно установить КУ202Г, КУ202Е.
Нормальная работа устройства наблюдалась и при использовании более мощных тринисторов Т-160, Т-250. Вместо транзистора КТ361А можно воспользоваться аналогами КТ3107А, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж…КТ501К, КТ312Б, КТ3102А, КТ503В…КТ503Г, П307, КТ361Б…КТ361Е а КТ315А на КТ315Б…КТ315Д. Вместо КД105Б подходят по номиналам диоды с любыми другими буквенными маркировками, такие как КД105В, КД105Г или Д226. Переменный резистор R1 – СП-1, используют СП3-30а или СПО-1.
Амперметр измеряет силу тока которую нужно регулировать для зарядки аккумулятора, в данном устройстве используется РА1 – 10 А. Его проще изготовить своими руками, из любого другого миллиамперметра. Шунт подбираем по образцу амперметра. Предохранитель FU1, который используется в нашей схеме – плавкий, рассчитан на использование в сетевом автомате на 10 А.
Зарядное устройство нужно смонтировать в прочный металлический либо пластмассовый кожух, подходящий по размеру. Диоды выпрямителя и тринистора нужно установить на радиатор, общей площадью 10 см2. Для улучшения контакта работающих элементов с радиатором, нужно использовать теплопроводные пасты.
Производитель: КОМЕТА-С Код товара: ЗУ-2-4А Наличие товара: Под заказ 14 дней
- Цена по запросу
Краткие технические характеристики ЗУ-2-4А:
Питание 220В 50Гц
Выходное напряжение 12В
Максимальный зарядный ток 25А
Количество зарядных каналов – 4
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 25А (независимая)
Возможно заряжать до 4-х АКБ 6СТ-250
Описание зарядного устройства ЗУ-2-4А:
Выпуск этого зарядного устройства был начат в 2012 году. Со временем зарядное устройство претерпело ряд изменений, позволяющих улучшить его характеристики. Многопостовое зарядное устройство ЗУ-2-4А имеет все степени защиты. Плавная регулировка зарядного тока на силовых транзисторах бренда IOR, независимая на всех каналах, позволяет одновременно заряжать аккумуляторы различной емкости. Специально разработанная для данного типа устройств схема позволяет во время заряда проводить частичную десульфатацию аккумуляторов, что значительно продлевает им срок службы. Стабилизированное напряжение заряда (по мере заряда ток падает и стремится к нулю) не дает перезарядиться аккумулятору, что тоже положительно влияет на срок его службы. Это многопостовое зарядное устройство выполнено на шихтованных трансформаторах производства Россия, запас надежности увеличен на 40%. Многопостовое зарядное устройство ЗУ-2-4А прекрасно подойдет для зарядки аккумуляторных батарей практически любого типа с выходным напряжением 12В.
Это многопостовое зарядное устройство может одновременно зарядить до четырех аккумуляторов емкостью до 250 АЧас, либо сборку параллельно подключенных аккумуляторов, суммарная емкость которых не превышает 250АЧас.
Подробные технические характеристики ЗУ-2-4А:
Наименование |
Значение |
Ед. Изменения |
Питающая сеть |
220/50 (A+N+PE) |
В/Гц |
Максимальный потребляемый ток по сети 220В |
8,6 |
А |
Выходное напряжение |
12 |
В |
Максимальный ток заряда |
25 |
А на каждом канале |
Тип регулировки зарядного тока |
Плавная, транзисторная, ШИМ |
|
Тип индикации зарядного тока |
Стрелочная М42300 (или аналог) |
Класс точности 1,5 |
Встроенная нагрузочная вилка |
Нет |
|
Количество независимых каналов |
4 |
шт. |
Встроенное реле времени |
Нет |
|
Связь регулировки по каналам |
Независимая |
|
Тип устройства |
Настольный трансформаторный |
|
Тип защиты устройства |
Электронный |
|
Возможность установки опций |
да |
|
Максимальная емкость АКБ |
250 |
А/Час |
Максимальное кол-во АКБ |
4 |
шт. |
Возможность пуска двигателя |
Нет |
|
Использование в качестве блока питания (источника питания) |
Нет |
|
Материал корпуса |
Металл |
|
Окраска корпуса |
Порошковая |
|
Тип охлаждения |
Принудительный |
|
Ручка для переноса |
Нет |
шт. |
Длина сетевого провода не менее |
2 |
м. |
Длина выходных проводов не менее |
2 |
м. |
Габарит в упаковке |
В-440 Д-650 Ш-570 |
мм |
Вес брутто не менее |
40 |
кг |
О производителе
КОМЕТА-С
ООО Комета-С выпускает только трансформаторные зарядные устройства для аккумуляторных батарей, в основе которых лежат силовые трансформаторы Российского производства навитом и шихтованном магнитопроводе. В этих зарядных устройствах применяются как современные элементы электроники, так и классические схемы надежных автотрансформаторных зарядных устройств. В выпускаемых нами зарядно-пусковых устройс… Подробнее…
Зарядно-пусковое устройство представленное в этой статье позволяет запустить автомобиль в зимнее время. Как известно пуск в зимнее время двигателя внутреннего сгорания автомобиля с подсевшим аккумулятором требует много сил и времени.
Плотность электролита, вследствие продолжительного хранения, существенно понижается, а протекающий внутри аккумулятора процесс сульфатации увеличивает внутреннее сопротивление его, тем самым, уменьшая стартовый ток аккумулятора. Плюс ко всему, в зимнее время повышается вязкость моторного масла, что требует от автомобильного аккумулятора большей стартовой мощности.
Как известно, облегчить пуск автомобиля зимой можно несколькими способами:
- разогреть масло в картере авто;
- завести машину от другой машины с надежным аккумулятором;
- завести «с толкача»;
- применить зарядно-пусковое устройство (ЗПУ).
Вариант с применением пускового устройства более удобен при хранении автомобиля в гараже либо на платной стоянке, где есть возможность подключить пусковое устройство к электросети. Помимо этого данное зарядно-пусковое устройство поможет не только завести авто с севшим аккумулятором, но и быстро восстановить и зарядить его.
В основном в промышленных образцах зарядно-пускового устройства, аккумулятор подзаряжается от источника питания средней мощности имеющий номинальный ток в пределах до 5А, которого, как правило, не хватает для непосредственного отбора тока стартером автомобиля. Несмотря на то что внутренняя емкость автомобильных аккумуляторных ПЗУ весьма велика (у некоторых моделях до 240 А/ч), но все же после нескольких заводов они, так или иначе «садятся», а быстро восстановить их заряд не получится.
Стенд для пайки со светодиодной подсветкой Материал: АБС + металл + акриловые линзы. Светодиодная подсветка… Подробнее
Данное зарядно-пусковое устройство, отличается от промышленного прототипа незначительной массой и возможностью в автоматическом режиме поддерживать рабочее состояние аккумулятора ПЗУ, вне зависимости от срока хранения или эксплуатации. Даже если в ПЗУ нет внутреннего аккумулятора, он все равно может кратковременно выдать пусковой ток до 100А. Также существует неплохая схема зарядного устройства для аккумулятора с регулировкой тока заряда.
Для восстановления пластин аккумулятора и снижения температуры электролита во время зарядки, в зарядно-пусковом устройстве предусмотрен режим регенерации. В данном режиме происходит чередования импульсов зарядного тока и пауз.
Принципиальная схема
Схема пускового зарядного устройства содержит симисторный регулятор напряжения (VS1), силовой трансформатор (T1), выпрямитель на мощных диодах (VD3, VD4) и стартерный аккумулятор (GB1). Ток подзарядки выбирается регулятором тока на симисторе VS1, его ток регулируется переменным резистором R2 и зависит от емкости аккумулятора.
Входная и выходная цепи зарядки имеют конденсаторы фильтра, который уменьшает степень радиопомех при работе симисторного регулятора. Симистор VS1 обеспечивает регулировку тока зарядки при разбросе напряжения сети в пределах от 180 до 220 В.
Обвязка симистора состоит из R1-R2-C3 (RC цепь), динистора VD2 и диодного моста VD1. Константа времени RC — цепи влияет на момент открытия динистора (отсчитывая от начало сетевого полупериода), который включен в диагональ выпрямительного моста через ограничительный резистор R4. Выпрямительный мост осуществляет синхронизацию включение симистора в обоих полупериодах сетевого напряжения. В режиме «Регенерация» применяется только один полупериод сетевого напряжения, что способствует отчистке пластин аккумулятора от имеющейся кристаллизации. Конденсаторы С1 и С2 уменьшают степень помех от симистора в сети до приемлемых уровней.
Детали
В зарядно-пусковом устройстве применен силовой трансформатор от телевизора «Рубин». Возможно также использование трансформатора типа ТСА-270. Перед тем как перемотать вторичные обмотки (первичные остаются без изменений), каркасы отделяются от железа, все бывшие вторичные обмотки (до фольги экранов) удаляют, а на освободившееся место наматывают медным проводом сечением 1,8…2,0 мм2 в один слой (до заполнения) вторичные обмотки. В результате перемотки напряжение одной обмотки должно получиться примерно 15… 17 В.
Для визуального контроля зарядного и пускового тока в схему зарядно-пускового устройства введен амперметр с шунтирующим резистором. Сетевой выключатель SA1 должен быть рассчитан на максимальный ток 10 А. Сетевой переключатель SA2 (типа ТЗ или П1Т) позволяет выбрать максимальное напряжение на трансформаторе в соответствии с напряжением сети. Внутреннего аккумулятора марки 6СТ45 или 6СТ50 должно хватить на 3-5 одновременных пусков. Резисторы в ЗПУ можно применить типа МЛТ или СП, конденсаторы С1,С2 — КБГ-МП, C3 – МБГО, С4 — К50-12, К50-6. Диоды Д160 (без радиаторов) можно поменять на другие с допустимым током более 50 А, симистор — типа ТС. Подсоединение ЗПУ к аккумулятору автомобиля необходимо производить мощными зажимами «Крокодил» (на рабочий ток до 200 А). В устройстве важно применить заземление.
Настройка
При настройке к устройству подсоединяется (соблюдай полярность!) внутренний аккумулятор GB1, и испытывается регулировка зарядного тока резистором R2. Затем проверяется зарядный ток в режиме заряда, пуска и регенерации. Если ток не более 10…12А, то ЗПУ находится в рабочем состоянии. При подсоединении зарядно-пускового устройства к аккумулятору автомобиля, ток заряда вначале должен возрасти примерно 2-3 раза, а через 10 — 30 мин понизиться до первоначального значения. После этого переключатель SA3 щелкается в режим «Пуск», и происходит завод двигателя автомобиля. В случае неудачной попытки завести двигатель, производится дополнительная подзарядка в течение 10 — 30 мин, и попытка повторяется.
Разбор больше 11 схем для изготовления ЗУ своими руками в домашних условиях, новые схемы 2017 и 2018 года, как собрать принципиальную схему за час.
ТЕСТ:
Чтобы понять, обладаете ли вы необходимой информацией об аккумуляторах и зарядных устройствах для них, следует пройти небольшой тест:
- По каким основным причинам происходит разрядка автомобильного аккумулятора на дороге?
А) Автомобилист вышел из транспорта и забыл выключить фары.
Б) Аккумуляторная батарея слишком нагрелась под воздействием солнечных лучей.
- Может ли аккумулятор выйти из строя, если автомобилем не пользуются долгое время (стоит в гараже без запуска)?
А) При долгом простое аккумуляторная батарея выйдет из строя.
Б) Нет, батарея не испортится, ее потребуется только зарядить и она снова будет функционировать.
- Какой источник тока используется для подзарядки АКБ?
А) Есть только один вариант — сеть с напряжением в 220 вольт.
Б) Сеть на 180 Вольт.
- Обязательно снимать аккумуляторную батарею при подключении самодельного устройства?
А) Желательно производить демонтаж батареи с установленного места, иначе возникнет риск повредить электронику поступлением большого напряжения.
Б) Необязательно снимать АКБ с установленного места.
- Если перепутать «минус» и «плюс» при подключении ЗУ, то аккумуляторная батарея выйдет из строя?
А) Да, при неправильном подключении, аппаратура сгорит.
Б) Зарядное устройство просто не включится, потребуется переместить на положенные места необходимые контакты.
Ответы:
- А) Не выключенные фары при остановке и минусовая температура – наиболее распространенные причины разряда АКБ на дороге.
- А) АКБ выходит из строя, если долго не подзаряжать ее при простое автомобиля.
- А) Для подзарядки применяется напряжение сети в 220 В.
- А) Не желательно производить зарядку батареи самодельным устройством, если она не снята с автомобиля.
- А) Не следует путать клеммы, иначе самодельный аппарат перегорит.
ли со статьей или есть что добавить?