Октябрьские полевые испытания. Объектив «Гелиос 44-2» 2/58 завода Юпитер. Часть первая, описательная

Издание второе, исправленное и дополненное. image Долгие (или не очень) годы я, как и положено прилежному начинающему фотографу, получившему свою первую «зеркалку», пользовался китовым зум-объективом, иногда — широкоугольным зумом фирмы Sigma и не ведал горя, пока однажды мне не рассказали о чудесах, происходящих за пределами моего внимания. Оказывается, люди вовсю достают с пыльных полок забытые объективы ещё советского производства и с помощью изобретённых сумасшедшими учёными переходников устанавливают их на современные цифровые фотоаппараты, получая после этого прекрасные фотографии. «Какое извращение», подумал я тогда. Однако мысль эта поселилась и угнездилась где-то внутри, и однажды я решил, шутки ради, достать с пыльной полки старенький «Зенит-ЕТ», который долгие годы служил верой и правдой нашей семье, пока она не была совращена удобством и простотой сначала плёночных, а затем и цифровых «мыльниц». image С некоторым чувством стыда за наносимое старичку оскорбление я открутил его объектив. Естественно, он оказался с резьбовым соединением диаметром 42 мм (стандарт М42), а у моего «Samsung GX-1L» имелся в наличии только байонет К, а точнее Кaf «упрощенный», что в данном случае несущественно. Естественно, никакого переходника у меня в наличии не было, поэтому я приложил объектив к байонету и удерживая его в таком положении сделал снимок. Под горячую руку попала кошка, чей портрет и стал первым моим кадром. Результат удивил меня: подобного, как ни старайся, китовым объективом не получить, и старенький, маленький и потрёпанный жизнью «Гелиос 44-2» заинтриговал меня. Я нашёл в продаже переходник, правда, сначала мне попался более дешёвый и простой переходник, не утапливающийся в байонет. Установив его, я обнаружил, что погу фокусироваться лишь на объекты, расположенные не далее десятка метров — сказалась толщина переходника. Какое-то время я довольствовался этим, и даже провёл данные полевые испытания, но позже перфекционизм взял вверх и я обрёл переходник, утапливающийся в байонет. У него есть специальная пружинка, которая при установке объектива цепляется за какую-то детальку внутри байонета, не давая объективу открутиться. По идее, его положено изымать из фотоаппарата в два этапа: сначала откручивается объектив от переходника, затем переходник с помощью специального ключа и ловкости рук выковыривается из байонета. К счастью, у «Гелиоса 44-2» скромные габариты и особенно скромен среди них диаметр ближней к объективу части, так что к пружинке переходника можно подобраться, не снимая объектив, и отжать её тонким предметом, так что я держу переходник прикрученным к объективу постоянно. Объектив действительно имеет весьма небольшие габариты по сравнению, например, с китовым «D-Xenon 18-55» фирмы Samsung. Внешний вид объектива — под стать его возрасту. «Гелиосы-44» производили с 50-х по 90-е годы, и за это время были выпущены полчища разновидностей этого объектива в разных корпусах, с разными диафрагмами, типами соединений с фотоаппаратом и т.д. Мой экземпляр формой и конфигурацией повторяет самые первые «Гелиосы-44», выпускавшиеся в 50-е годы на Красногорском механическом заводе (который, кстати, и произвёл мой «Зенит-ЕТ»), но, в отличие от них, покрашен в чёрный цвет, правда, подстёршийся со временем. Возле соединительной резьбы — кольцо фокусировки. Оно широкое, почти в половину длины объектива, а та его часть, что ближе к фотоаппарату, снабжена гайкообразным выступом, чтобы проще было находить это кольцо вслепую и вращать его. При фокусировке объектив увеличивается почти вдвое, и при этом его передняя линза не поворачивается, а только выдвигается вперёд вместе с половиной объектива. Поворачивать кольцо фокусировки приятно, оно вращается очень легко и с лёгким люфтом (видимо, хорошо разработалось и разболталось за годы эксплуатации) и очень плавно. Кольцо поворачивается более, чем на 3/4 оборота, а минимальная отмеченная на нём дистанция — 0,5 м. У этого объектива имеется два кольца установки диафрагмы — предварительное и закрывающее. Кольцо предварительной установки диафрагмы — самая дальняя от фотоаппарата часть объектива, на этом кольце отмечены допустимые значения диафрагмы от 2 до 16, а для выбора требуемого значения нужно повернуть кольцо так, чтобы нужное значение оказалось напротив центральной метки на шкале зоны резкости. Сделать это не так просто: кольцо тугое, случайно его с места не сдвинешь, да и специально — постараться надо. От одного значения до другого оно переключается щелчками. Второе кольцо расположено рядом с кольцом предварительной установки, на нём только одна метка, ничего по существу не обозначающая, и оно очень плавно и легко вращается лёгким движением пальца от одного крайнего положения до другого. Так и должно быть: оно предназначено для того, чтобы, выбрав нужное значение диафрагмы на кольце предварительной установки, на время фокусировки открыть им диафрагму полностью, а затем, перед снимком, простым движением закрыть диафрагму до выбранного значения. Подобное сочетание двух колец может незнающего человека привести к ошибке, которую в своё время совершил и я, запоров пару катушек плёнки. Очень легко принять кольцо предварительной установки диафрагмы за неподвижную часть корпуса объектива с нанесённой на ней шкалой диафрагм, а кольцо закрывания диафрагмы — за единственное кольцо управления диафрагмой. Даже метка на нём имеется. Если пытаться совместить эту метку со значениями на шкале диафрагмы (что полноценно возможно только если на шкале предварительной установки выбрано «16»), то диафрагма будет «работать наоборот»: при значении «2» — полностью закрыта, при «16» — полностью открыта. Сама же диафрагма состоит из 8 лепестков (современные объективы часто имеют всего по 6). Пока она закрыта чуть-чуть, на 2,8, отверстие получается круглым, при дальнейшем закрытии получается правильный 8-угольник. Корпус объектива украшен разноцветными шкалами и знаками — зелёными, жёлтыми, красными, белыми. Есть все нужные и не очень данные: дальность фокусировки, шкала глубины резкости, шкала диафрагм и даже серийный номер. Оный начинается с цифр «84», что, как сообщают, говорит о том, что этот «Гелиос 44-2» выпущен в 1984 году. Передняя линза довольно крупная по отношению к маленькому корпусу, и очень глубоко в него упрятана. Вокруг неё — обозначение (английскими буквами, для внезапных иностранцев): «Helios 44-2 2/58». «Helios» — «Гелиос» — марка объектива. «44» — номер модели. «-2» — индекс, обозначающий вторую модификацию. Она возникла в 60-е годы, «Зениты» массово сменили стандарт крепления объектива с резьбы М39 на М42, в связи с чем выпустили модификации старых объективов с новой резьбой и покрашенные в чёрный цвет. «2/58» — соответственно, значение относительного отверстия (весьма неплохое по сравнению с минимальным значением 3,5 у китового объектива) и фокусное расстояние (для «Зенита» — не широкоугольное, но и не теледиапазон, а вот для цифровых камер с кроп-фактором 1,5 эквивалентно 87 — уже вполне телеобъектив). Рядом — логотип завода-изготовителя, в данном случае — завода «Юпитер», который еще в 2000-х годах выпускал последние модификации этого объектива, но теперь окончательно перешёл на более выгодную продукцию. Сама линза, конечно, покрыта просветляющим покрытием, но ещё не многослойным. Судя по всему, таковое появилось в более новых модификациях. Для установки фильтров предусмотрена резьба диаметром 49 мм. У объектива есть крышечка — простая, пластмассовая, от времени износившаяся и постоянно сваливающаяся. Сам механизм прибора заметно люфтит — то-ли от старости, то-ли от износа, но работает исправно и нигде не заклинивает. Вместе с «Зенитом» в недрах шкафа нашёлся ещё один интересный предмет: небольшой циллиндрический пластиковый кожух с наклейкой сверху, которая сразу отвалилась. Наклейка гласит: «Комплект удлиннительных колец УТЗ М42«. «У» — видимо, «удлиннительные», а что такое в данном случае «ТЗ» — я не знаю («трубки три»?). Внутри оказался, и правда, комплект удлиннительных колец — простые чёрные металлические циллиндры с резьбой М42 с двух сторон, один — длиной 5 мм, другой — 20 мм, третий — 40 мм. Вокруг колец — инструкция, сообщающая о том, что предназначено это чудо для макросъёмки, и много скучных технических подробностей оной. Из логотипа на инструкции и коробочке следует, что кольца возникли на Красногорском механическом заводе, где делают «Зениты». Весь комплект — как будто почти не использованный. Во второй части — результаты испытаний объектива на местности, а также объектива с использованием макроколец — всё с примерами фотографий.

Оглавление:

1. Вступление. Описание объектива Гелиос 44

К оглавлению Где и что купить?  К следующему разделу

Фотоаппарат «Зенит 122» и объектив Гелиос-44м-4
Фотоаппарат «Зенит 122» и объектив Helios 44m

Объектив Гелиос 44 был установлен на пленочный зеркальный фотоаппарат «Зенит 122». Сейчас я на пленку не снимаю, но объектив мне нравится использовать при предметной съемке на цифровую зеркальную камеру Canon EOS-600D.

Объектив Helios-44m-4 с посадочной резьбой М42

Точное обозначение MC HELIOS-44M-4 58мм 1:2, имеет шесть лепестков диафрагмы с чернением. Пределы диафрагмирования от 1:2 до 1:16. Линзы с просветлением. Собран добротно из метала и стекла. Диапазон фокусировки от 0,5 м до «Бесконечности». При фокусировке передняя часть не вращается, но удлиняется на 8,5 мм. Резьба под светофильтр м52х0,75. Разрешающая способность в центре кадра 46 линий. Особенность — прыгающая диафрагма. На фотоаппарате зенит 122 имеется специальный упор, который толкает привод диафрагмы в момент половинного нажатия на спусковую кнопку. При этом происходит прикрытие диафрагмы на заданную величину. Соответственно чтобы управлять диафрагмой, на самом объективе необходимо зафиксировать толкатель, в противном случае диафрагма не закроется! Для этого я подобрал переходник, в конструкции которого имеется полочка, в которую упирается толкатель. Адаптер FOTGA М42-М4/3 из обзора с установкой объектива Юпитер-37А данного упора не имеет!

2. Какой толщины должен быть переходник адаптер для установки объектива Гелиос 44 на цифровой фотоаппарат m4/3 Panasonic Lumix DMC-GF6?

К оглавлению Где и что купить?  К следующему разделу

Немного теории про рабочий отрезок я уже осветил здесь. Для установки объектива с посадочной резьбой М42 Гелиос 44м-4 на цифровой системный фотоаппарат микро 4/3 Panasonic Lumix DMC-GF6 (а так же на фотоаппараты Olympus) толщина адаптера должна составлять 26,25 мм.

3. Обзор безымянного переходника М42-М4/3

К оглавлению Где и что купить?  К следующему разделу

Обзор безымянного переходника Я купил китайский noname переходник М42 М4/3 на aliexpress.

Посылка упакована в серый пакет

В целлофановом конверте находилась небольшая картонная коробочка белого цвета.

Угол коробки слегка помят

Она оказалась с одного края немного помята, но содержимое не пострадало.

Адаптер м42-м4/3 упакован в целлофановый пакет

В коробочке лежал переходник упакованный в белый целлофановый пакетик и всё… Г-образный шестигранный ключ (H-1,5) для регулировки адаптера в комплект не положили (на странице продавца так же информация по ключу отсутствует), а я ожидал его там увидеть как в обзоре нонейм переходника м39-м4/3.

Важное замечание: в конце резьбы на переходнике имеется полочка для фиксации толкателя «прыгающей диафрагмы».

У переходника имеется полочка для упора толкателя «прыгалки диафрагмы»

Из имеющихся у меня объективов «Гелиос-44-4» и «Юпитер 21М» имеют как раз такую «прыгалку», но если Юпитер-21М можно переключить в ручной режим, то диафрагму Гелиоса без такого упора невозможно прикрыть (или вносить изменения в конструкцию объектива)!

Толкатель прыгающей диафрагмы на объективе Гелиос-44-4
Толкатель прыгающей диафрагмы на объективе Юпитер 21М

Переходник изготовлен из алюминиевого сплава, покрыт чёрной матовой краской и имеет по периметру насечки.

Переходник-адаптер M42-M4/3 для Panasonic Lumix DMC-GF6
Толщина адаптера M42 M4/3 составляет 26,3 мм

 

  • Толщина переходника 26,3 мм
  • Диаметр в самой широкой части 59,8 мм
  • Диаметр кольца-вставки 51,8 мм
  • Толщина вставки 6,6 мм

Я без проблем вкрутил в переходник объектив Гелиос 44 и поставил всю эту конструкцию на фотоаппарат Панасоник.

Объектив Гелиос 44 и адаптер М42-М4/3
На объективе с установленным адаптером диафрагма закрывается нормально

Диафрагма работает нормально.

4. Резюме.

К оглавлению Где и что купить?  К следующему разделу

Сравнение размеров Юпитер-8 и Гелиос 44 с установленными адаптерами
Panasonic Lumix DMC-GF6 с установленным объективом Гелиос 44 в сравнении с объективом Юпитер-8
Panasonic Lumix DMC-GF6 с установленным объективом Юпитер-8 в сравнении с объективом Гелиос 44

С помощью этого переходника можно поставить на фотоаппараты Панасоник и Олимпус и другие объективы с посадочной резьбой М42: Индустар 61 Л/З, Гелиосы, Волна-9 и т.п.

Примеры фотографий снятых объективом Гелиос 44м-4 на фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-GF6.

Где и что купить? Ссылки на товары которые могут быть вас заинтересовать.

К оглавлению

Здесь я постарался собрать ссылки на товары связанные с данной темой, они могут быть вам полезны.

Как я экономлю делая покупки на Aliexpress и Ebay Пишите в комментариях, что вам понравилось в статье, а что нет, что вы хотели бы увидеть в озорах. Делитесь своим опытом. Спасибо за внимание!

К оглавлению

Артем Кашканов, 2011

В виду вышесказанного будем сравнивать художественные возможности объективов — насколько точна цветопередача, какова четкость картинки при разных установках диафрагмы, насколько красиво размытие заднего плана на портретах и т.д. Как уже говорилось ранее, размытие заднего плана на портретах у объектива Canon 50/1.8 довольно специфичное благодаря использованию 5-лепестковой диафрагмы — при пестром фоне вокруг светлых точек (в зоне размытия) «вырастают» характерные пятиугольники — не берусь судить, хорошо это или плохо, кого-то они бесят, кто-то на них не обращает внимания.

Первая часть. На кропе

  • Формат изображения — JPEG, качество — максимальное
  • Настройки четкости, насыщенности, контрастности — по умолчанию
  • Баланс белого — солнечный день
  • Чувствительность — ISO 100
  • Режим приоритета диафрагмы (AV)

Итак, вот образцы фото, сделанных аппаратом Canon EOS 400D с объективом Гелиос-44 (58/2.0), присоединенным при помощи переходника Jolos (M42->EOS). Подобный переходник можно купить за весьма символическую цену — от 500 (без подтверждения фокусировки) до 1200 рублей (с одуванчиком — чипом, активирующим функцию подтверждения фокусировки). В последнее время адаптеры часто продаются в розничных фото-магазинах, однако, цена на них, зачастую оказывается завышенной. Я рекомендую покупать это не мудреное и не требующее настройки колечко в интернет-магазинах — даже с учетом стоимости доставки это намного выгоднее!

В 

Сравнение фотографий Гелиос 44М и Canon 50mm f/1.8

Для сравнения даны фото, сделанные и Кеноновским «полтинником». Точка съемки — одна и та же. Кстати, видна разница по углу охвата — у Гелиоса он чуть меньше из-за большего фокусного расстояния.

Гелиос. Диафрагма 2.0 Точка золотого сечения Рисунок размытия (левый верхний угол, фрагмент) Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М Canon. Диафрагма 2.0 Точка золотого сечения Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М
Гелиос. Диафрагма 4.0 Точка золотого сечения Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М Canon. Диафрагма 4.0 Точка золотого сечения Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М
Гелиос. Диафрагма 5.6 Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М Canon. Диафрагма 5.6 Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М
Гелиос. Диафрагма 8.0 Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М Canon. Диафрагма 8.0 Рисунок размытия Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 3М
Гелиос. Диафрагма 8.0 Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 7.5М Canon. Диафрагма 8.0 Полноразмерное изображение (с EXIF) — около 6.5М
  • Из-за малого размера видоискателя аппарата Canon 400D очень непросто правильно навестись на резкость с первого раза. Для ускорения процесса, наводиться можно по шкале расстояния объектива — но только при диафрагме закрытой как минимум до 5.6. Шкала приблизительная, глубина резкости небольшая — можно элементарно промахнуться. У зеркалок более старших серий (Canon 40D, 50D) видоискатель больше, и ручной фокусировкой пользоваться проще но… помилуйте, если вы нашли 40 тысяч рублей на такую фотокамеру, неужели вы не найдете еще 5 тысяч, чтобы купить автофокусный «полтинник»?
  • Подозреваю, что качество картинки очень зависит от того — удачный экземпляр вам попался, или нет. Неоднократно приходилось слышать отрицательные отзывы о Гелиосе. Мне, видимо, повезло.
  • Несмотря на то, что корпус объектива выполнен из металла, между движущимися частями присутствуют ощутимые зазоры, в следствие чего повсеместно присутствуют люфты. Что ни говори, но Canon хоть и пластмассовый, но сделан намного добротнее.

Вобщем, вердикт можно вынести такой. Сейчас Гелиос-44 — скорее объектив «для души». Снимать с ним нужно неторопливо, без лишней суеты, с ностальгией вспоминая старые времена, когда у вас (или у вашего отца) был Зенит или Киев. Один из видов фотосъемки, при которой Гелиос может быть очень полезен — неторопливая фотосессия в студии. Снимки будет напоминать те, что вклеивались в фотоальбом лет 20-30 назад — без «звенящей резкости» (а везде ли она нужна?), но мягкие, теплые и добрые.

Вторая часть мерлезонского балета…

Добавлено 25.12.2011 г.

С момента теста Гелиоса с фотоаппаратом Canon EOS 400D прошло довольно много времени. Сейчас я поменял «четырехсотку» на полнокадровый «пятак» (Canon EOS 5D) и решил повторить тест этого объектива с ним. Результаты очень меня интересовали, поскольку 5D имеет огромный по сравнению с 400D видоискатель, что здорово упрощает и ручную фокусировку. Ну, и, разумеется, на полном кадре угол зрения объектива становится шире — из портретника он превращается в что-то похожее на штатник.

Сам по себе эксперимент, в котором принимают участие фотоаппарат, стоивший когда-то 80.000 рублей и объектив, который можно купить за 1.5-2000 рублей, кажется баловством. Но вдруг что хорошее из этого выйдет?

Увы, ничего хорошего не вышло. Если на 400D Гелиос себя проявил с хорошей стороны, то на полном кадре результаты разочаровали. Прежде всего, из-за заметного снижения четкости картинки от центра кадра к его краям. Вот фотография и ее фрагменты. Съемка велась с диафрагмой F/2:

Полноразмерный файл с EXIF

Ближе к центру:

Ближе к краю:

Самый край:

Как видите, в центре разрешающая способность вполне приемлемая для полностью открытой диафрагмы, но даже при небольшом от него удалении она сремительно падает.

Добавлено 24 февраля 2014 года Прошло 2 года с момента последней правки этой статьи, я несколько раз брал «гелик» на фотосъемки и кардинально поменял о нем свое мнение. Оказывается, этот объектив умеет быть резким даже на самой открытой диафрагме. Все дело в переходнике М42-EOS. Мой первый переходник был без чипа и позволял оценивать результат наводки на резкость лишь визуально. Учитывая, насколько мала ГРИП на открытой диафрагме, при использовании только видоискателя сфокусироваться с точностью до сантиметра было практически невозможно.

Недавно я приобрел переходник с чипом EMF, который мало того, что подтверждает фокусировку, но его еще можно прогрммировать — вводить фокусное расстояние, максимальное значение диафрагмы и, что самое важное — поправку фокусировки. То есть, если у вашей связки «тушка+объектив» обнаруживается стабильный фронт- или бэкфокус, это можно исправить. Инструкцию по программированию чипа можн без труда найти в интернете — я, например, нашел ее здесь — http://evtifeev.com/5088-emf-m42canon-eos.html.

После того, как чип был запрограммировал, с Гелиосом стало работать намного приятнее. Появилась резкость на открытой диафрагме! Причем такая, неплохая! (жаль, что только по центру кадра).

Это одна из тестовых фотографий после юстировки фокуса:

Центральный фрагмент:

Конечно, нельзя сказать, что резкость «звенящая», но она есть! При этом картинка выглядит довольно мягко. Вдохновленный ситуацией, я решил отправиться на съемки вечернего города, взяв с собой только «пятак» с одним лишь Гелиосом. Результат получился весьма интересный и необычный!

Кликните по фотографии, чтобы посмотреть всю серию

Надо отметить, что Гелиос 44М далек от идеала при попадании в кадр источника яркого света — из-за однослойного просветления наблюдается падение контрастности. Если источник света небольшой, то вокруг него образуется что-то подобное дымке:

(см. фары у маршрутки)

Если же фотографироваться напротив окна, падение контраста будет гораздо более ощутимым.

Вывод: съемка в контровом свете — слабая сторона Гелиоса. Но если уж зашел разговор о сравнении его с «Полтинником 1.8», приведу пример фотографии, сделанную Canon-овским фиксом:

На этой фотографии бросается в глаза блик, симметричный уличному фонарю — это «фирменный» глюк полтинника. Представляете, во что превращаются фотографии ночного города, на котром таких фонариков десятки? Уж лучше пусть будет «туман» вокруг фонарей, чем ярко выраженные «зайчики»…

Итак, подведем итоги тестов Гелиоса 44М на полном кадре. На мой взгляд, очень неплохая альтернатива «полтиннику 1.8» (при наличии «правильного» переходника). Объектив неоднозначный, требует привыкания. Данная статья иллюстрирует, что первое впечатление оказалось обманчивым. В лучшем виде предстает при использовании переходника с программируемым чипом после юстировки подтверждения автофокуса. Картинка на открытой диафрагме резкая по центру и очень мыльная по краям — для одиночного портрета нормально, для группового — не очень. Объектив плохо держит контровой свет. Из плюсов — довольно интересное «крученое» боке. Неплохо работает при съемке вечернего городского пейзажа — не достает бликами от фонарей (в отличие от полтинника).

Уважаемые Господа! Публикация о репассаже объектива Индустар-50 вызвала живой интерес в среде Пользователей уважаемого Сообщества. Посему, не прибегая к многословной преамбуле, расскажу о профилактике весьма востребованного у фотографов, практикующих в жанре художественной фотографии, объектива Гелиос-44, а именно об экземпляре, предназначенном для камер с установочной резьбой М39х1 и рабочим отрезком 45,2 мм, характерной особенностью которого является диафрагма, содержащая тринадцать лепестков, что обуславливает особый характер рисунка зоны нерезкости. Последующие серии объективов Гелиос-44 повторяют механику рассматриваемого объектива. Поэтому, зная принцип разборки-сборки на примере Гелиос-44 М39, легко провести ту же работу и с Гелиос-44-2 М42х1 45,5. Приступаем! Несколько слов об истории. Гелиос-44, копия Zeiss Biotar 2,0/58, появился в советской промышленности в 1958-м году. Гелиос-44 и Биотар, оптические схемыГелиос-44 Впервые объектив Гелиос-44 был установлен на камере «Старт». Он был оснащен механизмом «прыгающей диафрагмы» и практически повторял решения, применённые в камере Kine Exakta. Кстати, именно этот вариант объектива до сих пор остаётся лучшим в семействе Гелиос-44. Механики и фотографы знают, что линзы в нем были пронумерованы, отобраны и подобраны индивидуально под каждый экземпляр объектива. Это заставляет любителей Гелиос-44 переустанавливать линзоблоки от «Старта» в совместимые с их камерами оправы. Рассматриваемый Гелиос-44 М39 также интересен благодаря многолепестковой диафрагме. Итак, переходим к делу. Фокусировка у экземпляра затруднена, кольцо движется рывками. Характерный признак загрязненной ходовой резьбы геликоида и отсутствия смазки. Частично разберём объектив, вычистим резьбу и заменим смазку. Линзоблок в профилактике не нуждается. Несмотря на несколько утраченный внешний вид, объектив не потерял фотографического качества. Объектив выглядит так Конструкция объектива состоит из двух блоков — блока геликоида с помощью которого объектив крепится на камеру и фокусируется, и блока линз, в котором закреплены собственно линзы, механизм диафрагмы и устройство управления механизмом диафрагмы. Блок линз настоятельно не рекомендуется разбирать, такое вмешательство допускается лишь в самом крайнем случае, скажем, когда линзы и лепестки диафрагмы сильно загрязнены маслом. Но надо помнить, что такое действие в любом случае влечёт за собой нарушение положения установки линз и изменение фотографических свойств объектива. Тем более, это не рекомендуется производить без достаточного опыта. Первым делом разделяем блок фокусировки с блоком линз. Для этого удерживаем объектив левой рукой за пятку — то место, которым он устанавливается на камеру, а правой рукой захватываем переднюю часть объектива и с некоторым усилием поворачиваем её против часовой стрелки. Линзоблок установлен на тугую посадку и ничем более не закреплён. В результате он выкручивается из блока фокусировки, что и видим на фото. Слева — линзоблок с юстировочным кольцом (обозначено красной стрелкой), справа — блок геликоида. Так выглядит юстировочное кольцо. А так выглядит блок геликоида Разбираем блок геликоида. Для начала устанавливаем метку на сопрягаемых деталях… И снимаем кольцо фокусировки. Теперь открыт доступ к большому черному кольцу крепления пятки. Видна часть резьбы геликоида с загрязненной смазкой. Прочерчиваем метки. На корпусе. На большом кольце. Теперь можно снимать кольцо крепления пятки. Освобождаем три расположенных по кругу винта и свинчиваем кольцо, вращая его против часовой стрелки. Здесь однозаходная мелкая резьба, так что можно не опасаться неправильной установки. Но даже в таком случае причерчиваем ориентир, до которого будет дотянута деталь при сборке. И только после этого снимаем кольцо… … и пятку объектива. Эту деталь также называют «хвостовик» или просто «хвост». Во внутренней стороне пятки прорезан направляющий паз, в котором движется направляющий винт. Вот этот винт. Я вытер грязь салфеткой, а то под грязью даже винта не найти было. Для разборки геликоида винт нужно выкрутить. Что мы и делаем. Снова прочерчиваем метки при упоре геликоида «на бесконечность»… … и при выходе внешнего кольца геликоида с резьбы. Всё. Блок фокусировки разобран. Как там в детской песенке? »Кран откройся, нос умойся, мойтесь сразу оба глаза!» Как видите, есть от чего отмывать. Что-то многовато бензина уходит на объективы. Целая ванна! Я было подумал, а не бросить ли мне всё это в ультразвук, но перспектива отмывания после этого всего добра ультразвуковой ванны меня не обрадовала. Поэтому лучше уж так. И чище вымоешь, и ванночку для более деликатных целей сохранишь в чистом виде. И вот мы чисты и умыты Можно приступать к сборке. Но перед сборкой пару замечаний-предупреждений. 1. Не следует пытаться собрать резьбу геликоида без смазки насухо. Если заклинит, снять её будет очень и очень трудно. 2. Нельзя наносить смазку на неходовые резьбы, предназначенные для крепления. Они прикипят на смазку и потом развинтить детали будет очень сложно, а иногда невозможно. Итак, наносим смазку на многозаходную резьбу геликоида. Вот столько, больше не надо. Совмещая метки, навинчиваем внешнее кольцо геликоида на резьбу… … завинчиваем на место стопорно-направляющий винт и смазываем его головку. Наносим смазку в направляющий паз пятки объектива. Устанавливаем пятку на место. Фиксируем пятку, установив (навинтив) большое кольцо и закрепляем это кольцо тремя винтами. Проверяем ход геликоида. Обратите внимание на резьбу — смазки практически не видно. Так должно быть. По ранее нанесённым меткам устанавливаем кольца с лимбами шкал. Проверяем совпадение лимбов с указателями. Не забыв о юстировочном кольце, ввинчиваем линзоблок до совмещения красной точки лимба диафрагмы с красной меткой шкалы расстояний. Объектив собран. Это его передняя линза… … а это задняя. Да-да, их я тоже почистил свечной копотью! Это — иллюстрация того, как можно использовать объектив для макросъёмки мобильным телефоном. Объектив в сборе. Вот она, та самая знаменитая круглая диафрагма из тринадцати лепестков. Добро пожаловать в новую жизнь, старый приятель!

Собрал из разных источников, включая каталоги объективов ГОИ (Государственный Оптический Институт им С. И. Вавилова) информацию по разрешающей способности объективов Гелиос-44.

Гелиос-44 35/14 линий/мм
Гелиос-44-2 38/20 линий/мм
Гелиос-44-7 41/21 линий/мм
Гелиос-44М 38/19 линий/мм
Гелиос-44М-4 38/19 линий/мм
Гелиос-44М-4 МС 41/20 линий/мм
Гелиос-44K-4 МС 42/21 линий/мм
Гелиос-44М-5 МС 41/20 линий/мм
Гелиос-44М-6 МС 45/25 линий/мм
Гелиос-44М-7 МС 50/30 линий/мм

В разных источниках встречается противоречивая информация.

Основная информация была взята с официального сайта Зенита — zenit.istra.ru

На данный момент сайт zenit.istra.ru не функционирует, но данная информация присутствует во многих источниках в интернете.

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 

Информация из Wikipedia

Гелиос (объектив) — Гелиос-44

Гелиос-44-2

Разрешающая способность (центр/край) 38/20 линий/мм

Гелиос-44-3

Разрешающая способность (центр/край) 38/20 линий/мм

Гелиос-44М-×

Гелиос-44К-4

Разрешающая способность (центр/край) 42/21 линий/мм

Информация из книги Д.С. Волосова «Фотографическая оптика»

Марка объектива фокусное, мм минимальная диафрагма Разрешающая способность, линий/мм (0-10-20 мм)
Планар (ФРГ) 52 1:2 52 42 32
Суммикрон (ФРГ) 52 1:2 50 45 39
Ауто-Топкар (Япония) 58 1:1,8 52 38 27
Волна-1 (Зенитар) (СССР) 52 1:1,8 52 38 28
Гелиос-81 (СССР) 52 1:2 52 37 27
Гелиос-97 (СССР) 52 1:2 50 43 33
Супер-Каноматик(Япония) 50 1:1,8 46 33 28
Гелиос-44 (СССР) 58 1:2 46 33 26
Браун-Рефлекс Квинон (ФРГ) 50 1:1,9 52 35 22
Ауто-Такумар (Япония) 55 1:1,8 42 29 26
Ауто-Яшинон (Япония) 50 1:2 47 34 24
Гексанон (Япония) 52 1:1,8 43 33 24
UV-Топкар (Япония) 53 1:2 49 25 28

imageСканированное изображение из книги Д.С.Волосова «Фотографическая оптика», страница 362 — таблица «Штатные светосильные объективы для фотоаппаратов 24×36 мм»

» data-medium-file=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=595″ data-large-file=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=800″ class=»size-full wp-image-77″ title=»Штатные светосильные объективы для фотоаппаратов 24×36 мм (Д.С.Волосов Фотографическая оптика стр. 362)» alt=»Штатные светосильные объективы для фотоаппаратов 24×36 мм (Д.С.Волосов Фотографическая оптика стр. 362)» src=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=595″ srcset=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=595 595w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=250 250w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=640 640w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png?w=768 768w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87715_y21gyrho4td0b4-d181-d0b2d0bed0bbd0bed181d0bed0b2_d184d0bed182d0bed0b3d180d0b0d184d0b8d187d0b5d181d0bad0b0d18f_d0bed0bfd182d0b8d0bad0b0_d181d182.png 800w» sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» />

Штатные светосильные объективы для фотоаппаратов 24×36 мм (Д.С.Волосов Фотографическая оптика стр. 362)

Информация из книги Каталог объективы, часть II, ГОИ 1971

На страницах 45-51 в книге «Каталог объективы» присутствует информация по объективам Гелиос-44-7 и Гелиос-44-Д. Для обоих объективов указана разрешающая способность 41 линий/мм в центре и 21 линий/мм на краю поля.

Сканированную страницу 47, в которой присутствуют технические характеристики объектива Гелиос-44-7, включая и разрешающую способность прилагаю ниже.

imageСканированная страница 47 из книги «Каталог объективы», часть 2, ГОИ 1971 » data-medium-file=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=583″ data-large-file=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=650″ class=»size-full wp-image-78″ title=»Каталог объективы, часть 2, ГОИ 1971, страница 47″ alt=»Каталог объективы, часть 2, ГОИ 1971, страница 47″ src=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=595″ srcset=»https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=595 595w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=228 228w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png?w=583 583w, https://bfm-nn.ru/wp-content/uploads/2021/09/pp_image_87716_gpa5nm5sstd0bad0b0d182d0b0d0bbd0bed0b3-d0bed0b1d18ad0b5d0bad182d0b8d0b2d18b-d0b3d0bed0b8_d187d0b0d181d182d18c_2-1971-d181d182d180_47.png 650w» sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» />

Сканированная страница 47 из книги «Каталог объективы», часть 2, ГОИ 1971

Для объектива Гелиос-44-Д по разрешающей способности на странице 50 указаны идентичные значения.

Данный материал будет дополняться и обновляться по мере поступления дополнительной информации. Не забывайте подписываться на статью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий