Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 3: комплектующие

28 октября 2013 | Максим Иванов

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас! 

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными. 

image

Порожек на грифе 

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки.  В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах. 

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары. 

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше. 

image

Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно. 

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью – использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий. 

Сёдла 

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен! 

В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары. 

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот. 

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность. 

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее. 

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами. 

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина. 

Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий  по своей природе. 

Угол наклона 

Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален. 

Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших. 

Вес железа 

Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн. 

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан. 

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана. 

Опять о струнах 

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали. 

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение: 

  • Чистый никель звучит мягко и округло. 
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля. 
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая 

На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных. 

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко. 

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном.  Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать. 

Лады 

С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять. 

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха. 

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂 

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью.  С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке. 

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом. 

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент. 

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете. 

ROCK! 

При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?

На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное “окно” гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:

  • усиливает звук 
  • придает звуку индивидуальный окрас 
  • увеличивает продолжительность звучания

Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?

  • Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук. 
  • Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали В«удешевлятьВ» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное “окно”, из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах. 
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук. 
  • Агатис – “дешевое красное дерево” из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар. 
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей. 
  • Ясень болотный – дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи. 
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.

Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.

Читайте также

Гитарная жизнь

Это интересно! 718 Тем · Последнее сообщение Сегодня, 00:54 Музыканты 231 Тем · Последнее сообщение 30 май 2021 17:44 Розыск и обмен файлами 3 173 Тем · Последнее сообщение Вчера, 13:42 Разговоры на гитарную тему 398 Тем · Последнее сообщение 08 июн 2021 19:23 Гитара в системе образования 64 Тем · Последнее сообщение 12 апр 2021 08:07 Афиша 715 Тем · Последнее сообщение 04 май 2021 15:12

Исполнение

Техника игры 317 Тем · Последнее сообщение 02 июн 2021 17:35 Мастер-класс 10 Тем · Последнее сообщение 23 май 2021 09:22 Анализ пьес 200 Тем · Последнее сообщение Сегодня, 01:49 Музыкальные эпохи и стили 9 Тем · Последнее сообщение 26 дек 2020 12:08 Работа над произведениями 45 Тем · Последнее сообщение 09 янв 2021 22:41 Инструменты 647 Тем · Последнее сообщение 30 май 2021 00:28 Звукозапись 103 Тем · Последнее сообщение 11 ноя 2020 02:28 Искусство композиции 133 Тем · Последнее сообщение 24 май 2021 23:47

Начало…

Для САМЫХ начинающих 75 Тем · Последнее сообщение 26 май 2021 08:32

Фламенко

Фламенко гитара 37 Тем · Последнее сообщение 03 мар 2021 12:51

Русская гитара

Все о семиструнной гитаре и русском стиле 258 Тем · Последнее сообщение Вчера, 23:42

Старинные инструменты

Лютня и Ко. 52 Тем · Последнее сообщение Вчера, 23:08

TerraGuitar

Кто есть кто 57 Тем · Последнее сообщение 17 май 2021 12:29 В исполнении посетителей 233 Тем · Последнее сообщение Сегодня, 01:08 Мероприятия 101 Тем · Последнее сообщение 22 фев 2021 13:56 Работа сайта 81 Тем · Последнее сообщение 29 ноя 2020 21:34

Всякое

О музыке в общем 154 Тем · Последнее сообщение 07 июн 2021 17:28 Ваши объявления 916 Тем · Последнее сообщение 03 июн 2021 14:34 Юмор 96 Тем · Последнее сообщение 16 июн 2021 18:38 Разное 333 Тем · Последнее сообщение 10 июн 2021 21:29

Проходят времена, меняются стили музыки, меняются инструменты, техника игры. В наше время именно гитара стала главным инструментом всех музыкальных жанров: начиная от классики, кантри, блюза, босса-новы, фолка, фламенко, заканчивая роком. Все виды гитар и любое дополнение можно выбрать на сайте .

Из чего состоит корпус гитары

  1. Гриф.
  2. Головка грифа.
  3. Накладка грифа.
  4. Пятка грифа.
  5. Колки.
  6. Верхний порожек.
  7. Ладовый порожек.
  8. Лады.
  9. Верхняя дека.
  10. Нижняя дека.
  11. Обечайка.
  12. Резонаторное отверстие.
  13. Бридж (струнодержатель).
  14. Нижний порожек.
  15. Кнопка.
  16. Защитная накладка.

Корпус гитары помогает усиливать звук, извлекаемый из инструмента, за счет резонирования.

Как это происходит, спросите вы! Очень просто, когда вы дергаете струну — она начинает совершать колебательные движения, после этого они отражаются от стенок корпуса (барабана), заставляя его также колебаться. И после того, как это все произойдет, звук выходит обратно из корпуса инструмента уже усиленным в несколько раз!

От качества изготовления корпуса гитары зависит то, насколько хорошо ваш инструмент будет звучать! Внешний вид корпуса гитары бывает разных форм, также хочу отметить, что форма и тип корпуса будут напрямую влиять на громкость и качество звучания инструмента в целом! Стоит перечислить названия типов и форм корпуса гитары:

  • дредноут
  • классическая гитара
  • джамбо
  • арктоп
  • фолк-гитара
  • цыганская джазовая гитара
  • укулеле
  • флэттоп
  • гитара Добро ( ударение на первую букву о )
  • электроакустическая гитара, как с вырезом (cutaway) так и без выреза в корпусе

Все эти типы и виды гитары достойны отдельной статьи! При изготовлении корпуса применяются разные виды древесины, которые влияют непосредственно на качества звука в целом самого инструмента! Стоит перечислить виды древесины применяющейся при изготовлении акустики:

  1. ель
  2. кедр
  3. красное дерево
  4. палисандр
  5. клен

Это основные породы дерева, применяющиеся в производстве корпуса, конечно же, их делают и из других пород дерева, но это уже экзотика, которая применяется не массово!

А теперь давайте рассмотрим каждую деталь корпуса гитары в отдельности, перечислим все названия, из которых состоят части корпуса гитары.

Верхняя дека

Верхняя дека является главной и самой важной частью, которая отвечает за качественный звук всего инструмента! Как правило, верхняя дека акустической гитары изготавливается из ели. Связанно это, прежде всего с тем, что характеристики данной породы древесины, являются наиболее подходящими для изготовления инструмента.

Во-первых, эта порода дерева не является редкостью и произрастает во многих странах, соответственно стоимость производства будет приемлемой! А во-вторых — звуковые характеристики данной породы говорят сами за себя. Звучание, которое позволяет произвести ель будет четким, ярким и звонким!

Нижняя дека

Нижняя дека инструмента изготавливается, как правило, из красного дерева.

Но можно встретить и другие сорта древесины, применяющиеся для изготовления задней деки! Индийское розовое дерево, палисандр, клен и также углепластик! Ярким примером гитар с нижней декой, изготовленной из углепластика, в составе которого находятся эпоксидные и полиэфирные смолы — являются гитары фирмы Ovation (Овейшен).

Обечайка

Обечайка вот такое вот интересное слово, для чего же она все-таки нужна, спросите вы! Основное предназначение обечайки делать внешний вид гитары похожим на женскую талию :). Ну а если серьезно, обечайка позволяет скреплять верхнюю и нижнюю деки вместе друг с другом, которые и образуют в целом корпус гитары. Обечайка делается как правило из того же дерева что и нижняя дека гитары.

Голосник гитары (или резонаторное отверстие)

Розетка акустической гитары

Для чего нужна розетка у акустической гитары и как она выглядит? Розетка гитары нужна лишь, для подчеркивания эстетичности, выделения инструмента среди конкурентов и создания собственного стиля. Розетки могут быть изготовлены из самых разнообразных материалов. На дешевых инструментах обычно наклеивают бумажные розетки. В более дорогие они уже врезаются в верхнюю деку и изготавливаются либо из дерева, либо из перламутра и покрываются лаком.

Пример того как выглядит розетка гитары:

  • Вариант первый — наклейка.
  • Вариант второй — врезная розетка из дерева.
  • Вариант третий — розетка из перламутра

Капля(pickguard)

Пластиковую защитную накладку, как правило, называют или каплей (из-за её формы) или pickguard (пикгард), что означает в переводе с английского — накладка.

Для чего же нужна, пластиковая защитная накладка, применяемая на корпусе гитары, и как она выглядит?

Когда я был совсем начинающим гитаристом, я думал что капля гитары применяется лишь для придания большей красоты инструменту.

Но позже я узнал, что помимо эстетики, pickguard также нужен для защиты корпуса гитары, чтобы исполнитель играющей на инструменте с помощью медиатора не царапал верхнюю деку гитары. Кстати, капля встречается на акустических гитарах намного чаще, чем на обычной классической гитаре.

Это связано с тем, что исполнитель, играющий на классике, играет на ней пальцевым методом, используя вместо медиатора ногти.

Pickguard бывает разного цвета и формы, также можно встретить и полностью прозрачную пластиковую накладку. Её могут использовать гитаристы, играющие на классической гитаре (т. к. она не меняет кардинально внешний вид инструмента и при этом защищает его).

Ещё можно добавить, что иногда пикгард приклеивают на верхнюю деку с двух сторон, но встречается это намного реже.

Подставка акустической гитары (bridge)

Подставка — это элемент, который позволяет закрепить и удержать струны на верхней деке инструмента. Кстати она имеет и другое название — bridge (бридж), что в переводе с английского языка означает мост.

Помимо того, что бридж придуман для удержания струн на деке инструмента, он также помогает создать благоприятный внешний эстетичный вид гитары в целом! Гитарные мастера могут из бриджа создать целое произведение искусства, либо подчеркнуть свой стиль! Так же многие гитарные фирмы делают подставку гитары своим товарным знаком. То есть они придумывают ей такой внешний вид, который не встречается у других производителей, либо ассоциируется у потенциального покупателя, именно с этим производителем. Ярким примером является гитарная фирма Dean.

Подставка для гитары крепится к верхней деке с помощью 2-х шурупов и клея, либо с помощью клея. Подставка изготавливается, как правило, из очень плотных пород древесины. Самым хорошо подходящим вариантом является палисандр, так же можно встретить подставку, изготовленную и из черного дерева.

Нижний порожек гитары

Нижний порожек — это обычная пластина, изготовленная, как правило, из пластика, либо из кости и иногда из металла. Главное предназначение данного порожка следующее: он позволяет держать струны на определенном расстоянии друг от друга, также с помощью данного порожка струны возвышаются над подставкой и над верхней декой гитары. Плюс ко всему прочему, он помогает передать вибрацию от струн корпусу инструмента. Это происходит благодаря тому, что нижний порожек крепится к подставке гитары, а она уже крепится непосредственно к верхней деке гитары.

Держатель струны (кнопка или костыль)

Вот такие вот названия, имеет это приспособление. Мне, кстати, название держатель струны и кнопка нравятся больше, чем костыль. Основное предназначение кнопки — удерживать струны в подставке гитары. Она изготавливается из пластика, но бывают кнопки и из кости, а также изготовленные из дерева. Найти их можно здесь .

Принцип работы данной части гитары, по сути, прост. Вы достаете костыль из подставки (чтобы его достать, его нужно подцепить и потянуть вверх при этом быть осторожным, дабы не испортить подставку и корпус гитары), после того, как вы его извлекли, вы опускаете конец струны в появившееся круглое отверстие в бридже и закрываете его снова кнопкой.

Данный вид удержания струн в подставке инструмента, распространен на акустических гитарах очень широко. На гитарах применяется еще несколько способов крепления струн.

Первый способ заключается в следующем: струны гитары протягиваются непосредственно через саму подставку в просверленные в ней отверстия.

И второй способ, он уже применяется на классических гитарах: Струны протягиваются через бридж гитары в просверленные в нем отверстия и завязываются специальным узлом. Кстати, в первом способе, струны удерживаются за счет специальных круглых колец завязанных на струне.

Кнопка, скрывающая шурупы в подставке гитары

Стоит упомянуть и об этом незначительном элементе гитары. Данная кнопка нужна лишь для эстетики, т. к. она прячет два шурупа, на, которые крепится подставка акустической гитары. В некоторых акустиках бридж сажается только на клей, а вот в данном случае подставку не только приклеили, но и зафиксировали двумя шурупами. Кнопки могут делать из различных материалов. Как правило, это пластик или перламутр. Цвет у неё может быть разным, но в основном это либо белые, либо черные цвета.

Кнопка крепления ремня акустической гитары

Такое вот полезное приспособление. Кнопка нужна для того, чтобы на неё одевался ремень для гитары. Ведь иногда на гитаре все же приходится играть стоя.

Материал, из которого изготавливается кнопка, это либо пластик, либо сплав металла. Кстати металлические кнопки, встречаются сейчас чаще чем пластиковые. Есть несколько вариантов крепления кнопки на корпусе гитары

Кнопка расположена только снизу деки.

На советских акустиках, можно было часто встретить кнопки белого цвета и из пластика. На этих гитарах да и не только на этих, кнопка как раз размещалась только снизу деки. И чтобы закрепить ремень на такой гитаре, нужно было одеть его на кнопку расположенную снизу корпуса и привязать другую часть ремня к грифу инструмента. Кнопка расположена снизу деки и возле грифа

Такое сочетание сейчас самое распространенное. Встречается оно как на обычных акустических гитарах, так и на электроакустических.

Струны

Гитара и струны это нерушимый союз, ведь без струн вы не сможете сыграть не одной мелодии (единственное можно будет простучать по корпусу гитары какой-нибудь ритм), но это же ведь гитара, а не барабанная установка :). Поэтому делаем вывод, что струны также относятся к частям гитары, причем, которые имеют немаловажное значение!

Добрый день, дорогие мои читатели. В этой статье мне бы хотелось раскрыть таинства мировой классификации гитар. Практически все, что создается в нашем Мире, можно посчитать и классифицировать. И, конечно же, на фоне любых законов встречаются какие-то распространенные ошибки. К примеру, все мы делаем ксерокопии на «Ксероксе», хотя, на самом деле, аппарат, которые делает копии документов, называется «копир», а ксерокс (Xerox) – одна из фирм, которая выпускает копиры. Мы покупаем детям памперсы, хотя «Pampers» — одна из фирм, которая выпускает подгузники. Таких примеров можно привести довольно много. Но важно то, что подобные ошибки не обошли и наш с Вами любимый инструмент – гитару. Я часто слышу фразы, которые мне режут ухо, вроде: — Что это за гитара? – Классика. — А это? — Акустика! То же самое, что разговор автомобилистов, типа: — Что это за средство передвижения? — Автомобиль. — А это? — Фольцваген. Теперь давайте перейдем к уточнениям. Мои уроки гитары всегда включают в себя знакомство с видами гитар. Классическая гитара и акустическая гитара,-  это разные таксоны (уровни) классификации, которую я приведу ниже. Чтобы было понятнее, попробую провести аналогию с общей биологией, где еще в 6-м классе все мы проходили систематику растений.  Напомню еще то, что гитары занимают сразу две ветки в общей классификации музыкальных инструментов, а именно: акустические-струнные-щипковые и электромузыкальные-струнные. Для наглядности, сразу рекомендую рассмотреть следующую таблицу: image Акустические музыкальные инструменты называются так, потому что могут звучать без вмешательства электроники. Они имеют свой корпус, который называется резонатором. Звуковая волна, попадающая внутрь резонатора, усиливается, точнее, усиливается результирующая амплитуды двух или более когерентных волн, что является собственно интерференцией (усилением) звуковой волны. А возрастание результирующей амплитуды звукового сигнала именуется акустическим резонансом. Поэтому, господа, акустической гитарой называется любая гитара, которая имеет корпус-резонатор. Но, как только мы пожелаем преобразовать механические  гармонические колебания в электрические, пусть даже не полностью, а частично, то к музыкальному инструменту  сразу добавляется понятие «электро». Яркий пример – электроакустическая гитара: корпус-резонатор плюс звукосниматель внутри. Звуковые колебания распространяется внутри корпуса гитары. А, благодаря встроенному звукоснимателю, механические колебания преобразуются в электрические, бегут по проводнику (кабелю) на предусилитель, затем на усилитель, а после него, усилившись, выходят из динамика колонок снова в виде механических колебаний, только гораздо громче. Поэтому, друзья, глобально два вида гитар: акустическая и электро. С электрогитарами, в принципе, все понятно: доска, магнитный и/или пьезовый звукосниматель. Разнятся они по звуковым свойствам и форме корпуса. Останавливаться детальнее на устройстве электрогитары я буду в одной из последующих своих статей. А сейчас я хотел бы больше уделить времени акустической гитаре.   image

Акустическая гитара

Миру известно три вида акустических гитар:

  • Классическая (classical или испанская)
  • Flat top (эстрадная или вестерн)
  • Archtop (джазовая)

Разберем их более детально:

Классическая гитара (classical или испанская)

  Классическая гитара отличается от своих сородичей самым широким (если говорить о стандартных моделях) грифом, нейлоновыми струнами и imageконсервативным корпусом, конструкция которого существенно не менялась со времени создания. Стык грифа и корпуса, как правило, здесь идет на XII ладу. Классическая гитара – в мире гитар это своего рода черный лимузин, черный смокинг и Моцарт в одном объекте. Различия могут быть только в её размерах (1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4) и наличии выреза cutaway (катавей) для более удобной игры за 12-м ладом.          

Flat top гитара (эстрадная или вестерн)

Для вестерн-гитары характерны узкий гриф, металлические струны, больших размеров корпус при стандартном (4/4) размере. Стык грифа и корпуса здесь как правило в районе XIV (в очень редких случаях – XII лада). Разновидностей у этой гитары куда больше, чем у классической. Дредноут, оркестровая, джамбо, фолк и пр. В принципе, виды эстрадных гитар отличаются между собой величиной корпуса и степенью вогнутости обечаек. У дредноута они почти прямые, что дает более мощный звук с более сильными низами. У джамбо обечайки вогнуты сильнее, чем у других видов вестерн-гитар. Это дает в целом лучший баланс по средним и высоким частотам, немного уменьшая низа. В общем, все эти конструктивные нюансы влияют на распространение звуковой волны внутри резонатора, соответственно на её деление внутри корпуса, соответственно – на её амплитуду и, как следствие, усиление нужных нам частот. Формы эстрадных гитар тоже бывают с катавеем и без.  Модельные ряды гитары Flat top богаче, чем у классических как в разнообразии форм, так и в цветовой гамме. image    

Гитара  Archtop (джазовая)

Многие даже не слышали о таком виде акустической гитары. Главные нюансы джазовой гитары состоят в том, что внутри корпуса не одна круглая розетка, а две f-образные (эфы), направленные симметрично одна к одной относительно imageпродольной оси гитары, выгнутая, как у скрипки, верхняя дека и струны с плоской обмоткой. Господа, если акустическая гитара имеет эфы, струны с плоской обмоткой и абсолютно ровную верхнюю деку, то это не Archtop, а разновидность эстрадной. Гитары этого вида в 99,9% случаев являются электроакустическими, хотя мне попадались старинные варианты без электронного вмешательства.

Полуакустическая гитара

Нет смысла долго разбирать сейчас этот вид, потому что в названии кроется расшифровка «половина акустической гитары», то есть, уменьшенный приблизительно вдвое относительно плоскости, а не пропорционально уменьшенный, корпус гитары. image  

Гитара до́бро

Хочу отдельно упомянуть о такой гитаре, как До́бро. Это акустическая эстрадная гитара со встроенным внутрь корпуса металлическим барабаном. Пока знайте, что такая штука существует, а позднее я посвящу ей целую статью.image    

Но ведь все говорят «классика» и «акустика»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий