Как настроить правильно эквалайзер своими руками

ILYA Электроника / Kit-наборы Добавлен 1 комментарий Привет всем любителям самоделок. В данной статье я расскажу, как сделать эквалайзер на светодиодах своими руками при помощи кит-набора, который можно приобрести по ссылке в конце статьи. Данный кит-набор будет полезен тем, кто хочет установить цветомузыку, например, в портативную колонку, чтобы ее украсить, а также он послужит хорошим началом в освоении радиоэлектроники для начинающих радиолюбителей. Перед тем, как перейти к прочтению статьи, предлагаю посмотреть видео, где подробно показаны все основные моменты сборки данного кит-набора и конечно же его проверка. Для того, чтобы сделать эквалайзер на светодиодах, понадобится: * Кит-набор * Паяльник, припой, флюс * Бокорезы * Приспособление для пайки «третья рука» * Отвертка крестовая * Мультиметр * Блок питания с USB портом или повербанк * Телефон или плеер для проверки Шаг первый. Для начала начнем с комплекта кит-набора. Здесь у нас есть достаточно качественная печатная плата, на которой практически все компоненты подписаны, выполнена она из прочного текстолита. Также положили провода, раздваиватель с двумя гнездами под 3,5 мм на конце, провод питания от юсб блока питания, а также кабель AUX, у которого с двух сторон есть два штекера 3,5 мм. Для световой индикации будут использоваться светодиоды трех цветов, синий, зеленый и красный, их немного больше, чем нужно, для тех случаев, если какой-то светодиод окажется неисправным. Также в комплекте есть кнопка включения питания, гнездо 3,5 мм, чтобы подключить источник звука, микросхема, капсульный микрофон и конечно же радиодетали, которых тут достаточно много, особенно резисторов. Первым делом установим резисторы на плату. На самой плате номиналы резисторов не подписаны, поэтому будем сверяться по таблице обозначений. Определить номинал резисторов можно при помощи мультиметра, а также, в случае, если его у вас нет, можно воспользоваться таблицей для определения сопротивления по цветовой маркировке или же онлайн-калькулятора, где нужно задать цвет полосок на корпусе, после чего появится информация о номинале резистора. Первый способ определения номиналов самый быстрый. Определив номинальное сопротивление резисторов, устанавливаем их в отверстия на плате с обозначением RX и RY, с обратной стороны подгибаем ножки, чтобы при пайке детали не выпали. Шаг второй. Устанавливаем печатную плату в приспособление для пайки «третья рука» и наносим на контакты флюс для лучшей пайки припоя с выводами. Далее припаиваем ножки радиодеталей к контактам платы, а затем при помощи бокорезов удаляем излишки выводов. При откусывании лишней части выводов бокорезами будьте аккуратны, так как вместе с ножкой можно вырвать дорожку. В итоге получилась такая плата с установленными 16-ю резисторами. Шаг третий. Далее устанавливаем ряд резисторов, также определяя их номинал, как и в предыдущем шаге. Теперь на плату устанавливаем неполярные керамические конденсаторы, они обозначены буквой С числовым значением, сами конденсаторы имеет маркировку на корпусе 104. После установки неполярных конденсаторов ставим полярный электролитический конденсатор с емкостью 220 мкф, полярность на плате обозначена плюсом, а минусовая дорожка помечена штриховкой. Полярность конденсатора определяется так, длинная ножка это плюс, короткая — минус, также напротив минуса нанесена серая полоска на его корпусе. Придавливаем конденсатор пальцем, он должен лежать на плате, так как в исходном состоянии в корпус не влезет. Припаиваем выводы, нанеся перед этим флюс на контакты. После пайки плата выглядит так, но на ней остались еще свободные места под компоненты. Шаг четвертый. Устанавливаем кнопку включения, на ее корпусе есть ключ в виде выемки, его нужно совместить с ключом на плате. Далее вставляем гнездо для подключения питания, гнездо 3,5 мм, кнопку переключения режимов, капсульный микрофон, полярность которого подписана, как на корпусе, так и на плате, и транзистор, который вставляется скошенной частью к черточке на плате. Предварительно разогнув ножки микросхемы ставим его на свое место, на плате есть ключ, который на микросхеме выполнен в виде круглой выемки или точки. Теперь припаиваем все компоненты. При пайке микросхемы старайтесь не перегревать ее, так как она может выйти из строя. Шаг пятый. Для полностью рабочего состояния на плате не хватает светодиодов, поэтому сейчас установим их. Вставляем светодиоды согласно полярности, на корпусе есть специальный срез, который также указан на плате или же поставить светодиоды длинной ножкой в квадратный контакт на плате, который и является плюсовым. Расстановка светодиодов по цвету может быть любой. Припаиваем светодиоды и откусываем лишние выводы бокорезами. Теперь можно проверить собранную плату на работоспособность. Втыкаем раздваиватель в аудиовыход телефона и подключаем колонку через AUX кабель, к другому выходу подключаем светодиодный эквалайзер и подаем питание от повербанка или от блока питания с USB портом и включаем музыку. Как видно, эквалайзер работает, светодиоды светятся под такт музыки. После проверки можно переходим к завершающему этапу. Шаг шестой. Так как использовать эквалайзер без корпуса неудобно, что также может привести к замыканию или другим последствиям, то нужно собрать его. В комплекте шли пластиковые пластины, защищенные пленкой, которые нужно удалить. При помощи четырех проставок устанавливаем плату на непрозрачную стенку при помощи винтов и крестовой отвертки. Далее устанавливаем боковые пластинки, вставляя их в паз. Со стороны светодиодов ставим полупрозрачную пластинку и кнопку, которая и будет завершающей частью корпуса. В итоге эквалайзер выглядит так. Подключаем к нему все необходимые провода и проверяем еще раз. Полупрозрачная пластинка слегка приглушает свет от светодиодов, но в темноте все видно отлично. На этом у меня все, всем спасибо за внимание и творческих успехов. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Содержание

5 полосный эквалайзер и его настройка

image

Как НАСТРОИТЬ Идеальный ЗВУК на Android ЗА 1 МИНУТУ | МАКСИМАЛЬНАЯ ГРОМКОСТЬ , ЧИСТЫЙ ЗВУК , БАСЫ . Подробнее

ЛУЧШАЯ НАСТРОЙКА ЗВУКА ДЛЯ ТВОИХ НАУШНИКОВ | КАК ЗА 1 МИНУТУ УВЕЛИЧИТЬ КАЧЕСТВО ЗВУКА В НАУШНИКАХ Подробнее

ЭКВАЛИЗАЦИЯ — ВСЕ СЕКРЕТЫ: КАК СДЕЛАТЬ ЧИСТЫЙ, ЯРКИЙ, ЖИРНЫЙ, ТЁПЛЫЙ ЗВУК. КАК НАСТРОИТЬ ЭКВАЛАЙЗЕР Подробнее

Я НАШЁЛ ЛУЧШУЮ НАСТРОЙКУ ЗВУКА ДЛЯ ТЕЛЕФОНА | КАК ЗА 1 МИНУТУ УВЕЛИЧИТЬ ЗВУК НА АНДРОИД Подробнее

ПОЙДЕМ ПОКАЖУ КАК НАСТРОИТЬ ЭКВАЛАЙЗЕР ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА С ДИНАМИКОВ НА ТЕЛЕФОНЕ Подробнее

НАСТРОЙКА ЗВУКА КАК У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ СS GO/Warface ! НЕТУ ЭКВАЛАЙЗЕРА? СЛЫШИМ ВСЕ! Подробнее

Чудо Эквалайзер. Как я настраивал звук. Подробнее

НАСТРОЙКА ЗВУКА КАК У КИБЕРСПОРТСМЕНОВ ! ЛЕГКО И ПРОСТО ! СЛЫШИМ ШАГИ ! Подробнее

Настройка сухого звука Equalizer APO Подробнее

Как сделать звук лучше за 15 сек в наушниках и колонках без лишних программ. Подробнее

Оптимальная настройка эквалайзера. Подробнее

🔥Как Улучшить Звук в Наушниках на Android за 5 Минут? Подробнее

Как настроить звук в шутерах, Warface, cs go, Pubg , call of duty, battlefield. Подробнее

Adobe Audition — Обработка Звука — Запись Голоса, Как Убрать Шум и т.д Подробнее

КАК УЛУЧШИТЬ ЗВУК НА XIAOMI (В НАУШНИКАХ И НЕ ТОЛЬКО)? Подробнее

Настройка микрофона в Adobe Audition за 5 минут Подробнее

Как правильно настраивать эквалайзер для чистого мощного звука.Tuning for powerful clear sound. Подробнее

Что такое параметрический эквалайзер и для чего он нужен? Подробнее

Как настроить басы на эквалайзере!? ТОП ЭКВАЛАЙЗЕР В 2020 Подробнее

Принцип работы и разновидности эквалайзеров

Сигнал с помощью фильтров звуковой частоты разбивается на несколько диапазонов. Чем их больше, тем точнее будет настройка. Обычное количество движков – не менее 10. Установив регуляторы в положение «0», вы получаете исходное звучание музыки.

Перемещая каждый движок в плюсовое или минусовое значения, можно усилить или полностью исключить любую частоту из сетки диапазона. Например, из песни убрать голос. Правда при этом «зацепится» музыкальный инструмент, играющий в том же диапазоне частот.

Аналогичный принцип действия у программного эквалайзера, который управляет оцифрованным звуком в компьютере или другом устройстве (смартфон, mp3 плейер).

Рекомендации: Как настроить наушники для воспроизведения качественного звука, Как улучшить качество звука в наушниках, Простые и эффективные способы увеличения баса в наушниках

Такой способ не настолько совершенен, как аппаратный блок в составе музыкального центра, но на уровне компьютерного качества звука, программный эквалайзер работает эффективно. Такая опция есть в самой операционной системе (настройки устройств воспроизведения).

Кроме того, существует множество сторонних программ управления звуком, имеющих эквалайзер в своем составе. Некоторые из них позволяют настраивать частоты на профессиональном уровне, разумеется, в рамках возможности вашей звуковой платы.

Советы по настройке эквалайзера

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Ножницы для полипропиленовых труб — виды и конструкции, цена

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

  1. Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
  2. Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
  3. Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
  4. Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.

Способ №2 – полная ручная настройка.

1. Сбросьте настройки эквалайзера в режим «по умолчанию»

2. Включите музыкальный фрагмент, под который требуется регулировка частот.

Оптимальный вариант ручной настройки – разбить процедуру на 2 этапа:

  • Сначала убираем пики в каждой частоте. Поочередно опуская каждый движок ниже нулевой отметки, убираем неприятные частоты, уровень которых сильно завышен.
  • Затем компенсируем провалы. Поочередно поднимает только те регуляторы, которые остались на нуле (движки, которыми вы убирали нежелательные пики частоты, не трогаем).

3. Получив комфортную звуковую картинку, обязательно сохраняем настройки.

4. После чего, выполняем точную подстройку, и сохраняем установки под другим именем.

Если у вас много различных композиций, для которых требуется настройка эквалайзера, постарайтесь разбить их на группы. Присвойте для каждой группы условное имя, и сохраните настройки под соответствующие категории. Тогда вы сможете быстро включить необходимую предустановку.

Тематические материалы: 12 лучших наушников для спорта, 5 лучших наушников GAL, 5 лучших наушников Nokia, 5 лучших стереонаушников, Как подключить беспроводные наушники к телефону, Как правильно настроить микрофон наушников на компьютере с Windows, Как правильно прогреть наушники и нужно ли это делать, Как сделать звук в наушниках громче: на компьютере и телефоне, Какое сопротивление наушников лучше

Этапы настройки эквалайзера для наушников

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их.

В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

19 сентября 2010 | Максим Иванов

Что такое эквалайзер? 

Эквалайзер или EQ — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация — это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.

Хорошая эквализация — это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели. 

Параметрический эквалайзер 

Параметрический EQ и полу-параметрический EQ — самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).

Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона. 

Что такое Q? 

Q — отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота — фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q — это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.

Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.

Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).

Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон — примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок — звук более высокочастотный, в районе 2 — 5 кГц.

Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно — высокие и низкие значения Q).

Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака — в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную — на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана. 

Полочный эквалайзер (shelving EQ) 

Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров — высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.

НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом — пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже. 

Что делать? 

Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.

Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.

Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.

Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:

  • Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель — не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
  • Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
  • Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
  • Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.

Буст или не буст… 

У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.

Голос человека

Что вырезать

Зачем вырезать

Что усилить

Зачем усилить

7 кГц

Свист и шипение

8 кГц

Объём

2 кГц

Резкость, пронзительность

3 кГц и выше

Чёткость, ясность

1 кГц

Нос

200-400 Гц

Глубина

80 Гц и ниже

Согласные Б и П

Фортепиано

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1-2 кГц

Металлический призвук

5 кГц

Больше презенса

300 Гц

Гулкость

100 Гц

Низ

Электрогитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1-2 кГц Пронзительность 3 кГц Чёткость, ясность
80 Гц и ниже Мутность 125 Гц Низ

Акустическая гитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
2-3 кГц Металлический призвук 5  кГц и выше Искристость
200 Гц Гулкость 125 кГц Объём

Электро бас-гитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Тонкость 600 Гц Рычание
125 Гц Гулкость 80  Гц и ниже Низ

Акустический бас

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
600 Гц Пустота 2-5 кГц Яркая атака
200 Гц Гулкость 125 Гц и ниже Низ

Малый барабан

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Раздражает слух 2 кГц Чёткость
150-200 Гц

Объём

80 Гц Глубина

Бас-барабан

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
400 Гц Мутность 2-5 кГц Яркая атака
80 Гц и ниже Гулкость 60-125 Hz Низ

Томы

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
300 Гц Гулкость 2-5 кГц Яркая атака
80-200 Hz Низ

Железо

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Раздражает слух 7-8 кГц Шипение
8-12 кГц Блеск
15 кГц Воздух

Духовые

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Нос 8-12 кГц Объём
120 Гц и ниже Мутность 2 кГц Чёткость, ясность

Струнные

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
3 кГц Резкость, пронзительность 2 кГц Чёткость, ясность
120 Гц и ниже Мутность

400-600 Гц

Сочность и глубина

Общие рекомендации по эквализации 

Ниже по ссылке приведены рекомендуемые настройки эквалайзера для различных инструментов. Это точка отсчёта, с которой стоит начать. Естественно, правильные настройки EQ для каждого отдельного инструмента будут зависеть от общего микса и звучания конкретного инструмент. Эти настройки для 4-полосного полу-параметрического эквалайзера цифрового микшерного пульта PreSonus StudioLive 16.4.2, но вы, само собой, можете применять их и на других многополосных полу-параметрических эквалайзерах.

30-11-2012, 12:38 От: admin Посмотрели: 3743

В  В  КАКУЮ СХЕМУ ЭКВАЛАЙЗЕРА ВЫБРАТЬ? КАКОЙ ЭКВАЛАЙЗЕР ЛУЧШЕ? ПРИ СБОРКЕ МИКШЕРСКОГО ПУЛЬТА НУЖЕН ЛИ ТАМ ЭКВАЛАЙЗЕР И КАКОЙ? В  В  Такие вопросы довольно часто получаем по электронке. Честно говоря — да откуда же мы знаем что Вам понравиться и какой бюджет заложен на постройку эквалайзера. В  В  И Именно поэтому решили подготовить обзор самых популярных схем. Изготовить такое количество эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то выводы можно сделать. В  В  Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой. Основных мнений на этот счет два: В  В  Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов) В  В  Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений, для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров) В  В  К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего три (рис 1). В  В  Несколько слов об используемой в моделях элементной базе: В  В  В моделях использовались операционные усилители TL071, как самые легкодоступные и имеющие аналоги содержащие в одном корпусе два операционных усилители (TL072, TL082) и четыре операционных усилителя (TL074, TL084). Транзисторы используемые в моделях — 2N5551.

image Рисунок 1 Принципиальная схема трехполсоного темброблока

В  В  По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.

image Рисунок 2 Регулировка НЧ image Рисунок 3 Регулировка CЧ image Рисунок 4 Регулировка BЧ

В  В  В  В  Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на «соседние» полосы. Операционный усилитель так же компенсирует ослабление сигнала вносимое фильтрами. Небольшая оговорка — номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.

image Рисунок 5 Принципиальная схема шестиполосного пассивного эквалайзера УВЕЛИЧИТЬ

В  В  АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.

image Рисунок 6 Регулировка самой низкой частоты звукового диапазона image Рисунок 7 Регулировка 200 Гц image Рисунок 8 Регулировка 500Гц Рисунок 9 Регулировка 2000 Гц Рисунок 10 Регулировка 6000 Гц Рисунок 11 Регулировка самой высокой частоты.

Рисунок 12 Принципиальная схема «балалаечного» эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

В  В  В принципе регулировку АЧХ он производит, ну а как он это делает показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.

Рисунок 13 Регулировка НЧ Рисунок 14 Регулировка НЧСЧ Рисунок 15 Регулировка СЧ Рисунок 16 Регулировка СЧВЧ Рисунок 17 Регулировка ВЧ

В  В  Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.

Рисунок 18 Принципиальная схема темброблока с использованием обратной связи операционного усилителя УВЕЛИЧИТЬ

В  В  Зависимости АЧХ от крайних положений переменных резисторов регулятора показаны на рисунках 19-21.

Рисунок 19 Регулировка НЧ Рисунок 20 Регулировка СЧ Рисунок 21 Регулировка ВЧ

В  В  Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

В  В  На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.

Рисунок 23 Регулировка 20 Гц. Рисунок 24 Регулировка 100 Гц. Рисунок 25 Регулировка 500 Гц. Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц. Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц. Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

В  В  Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на риснке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.

Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.

В  В  На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по «краям» перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.

Рисунок 30 Регулировка 30 Гц Рисунок 31 Регулировка 90 Гц Рисунок 32 Регулировка 200 Гц Рисунок 33 Регулировка 700 Гц Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц Рисунок 35 Регулировка ВЧ

В  В  Еще один вариант шестиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.

Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ УВЕЛИЧИТЬ

В  В  При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь — данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).

Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

В  В  Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало — измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).

Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

В  В  Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая — ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).

Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

В  В  Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше? В  В  Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки. В  В  Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ. В  В  Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем поъем-завал будет происходить именнотам, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).

Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов «укороченного» эквалайзера.

В  В  Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка). Примером реализации может быть следующее описание. В  В 

В  В  В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.

Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

В  В  От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора. В  В  Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).

Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18. Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

В  В  Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.

Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

В  В  Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера. В  В  В  В  Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.

Обсудить на форуме

На момент добавления Выбор эквалайзера все ссылки были рабочие. Все публикации статей, книг и журналов, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления, авторские права на эти публикации принадлежат авторам статей, книг и издательствам журналов! Подробно тут | ЖалобаАвтор: Контакты автора: Первоисточник: —> Категория: Аудио и звук, Статьи Комментарий: 0 Теги к статье: Такие, какой, получаем, помещений, nbsp, nbsp, часто, понравиться, Прежде, реально, придания

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий