Запуск двигателя от жесткого диска

Это не столько инструкция по сборке, сколько демонстрация того, что можно сделать когда интернет на неделю отключили, а делать нечего. 🙂 Тут аудитория прошаренная, поймет что к чему, но на всякий пожарный далее будет одно фото с пояснениями.

Итак, очередной раз роясь в своих запасах полурабочей электроники наткнулся на старенький IBMовский хард с нерабочим движком. Почесав репу решил его запустить каким нибудь образом, чисто ради интереса, тем более было свободное время и руки чесались. В итоге, порыскав по закаулкам памяти, вспомнил про такой тип движков как соленоидные и решил по-быстрому сваять это дело. Результат на видео.

Итак, пояснения. Если кто не понял, то принцип работы такой. Скользящий контакт касаясь оси на движке замыкает цепь и катушка на позиционере заставляет последний сдвинуться влево и тем самым прокручивает движок на полоборота против часовой стрелки. Дальше цепь размыкается, блины-маховики по инерции крутятся дальше, возвращая позиционер в исходное состояние, пока цепь не замкнется по новой и цикл не повторится. И так далее по кругу. Из харда была выпотрошена вся электроника. Остались только дохлый движок с блинами и блок позиционера с катушкой и магнитами. На конец позиционера была припаяна ось из гвоздя. А на диск в качестве оси приделал направляющую считывающей головки от флоппика. Она же выступает в качестве прерывателя когда все это дело работает и соответственно включает и отключает ток в катушке позиционера.

Импровизированный шатун сделал из куска проволки, а втулки навил из скрепок и припаял к ней. А скользящий контакт сделал из простого монтажного провода, немного его залудив и зафиксировав штангой из скрепки. Ну и добавив немного соплей, термоклея и припоя получилось то, что получилось.

image

У меня всё. Спасибо за внимание.

Если вскрыть неисправный грубый диск, снять головку и подать на прибор питание, мотор завращается, но через некоторое время остановится. Дабы принудить его вращаться непрерывно, пока подано питание, понадобится маленькая переделка. image

Инструкция

1. Обесточьте винчестер. 2. Обнаружьте на плате привода микросхему, руководящую мотором (непринужденно либо через транзисторные ключи). 3. Взяв лупу и фонарь, точно перепишите маркировку этой микросхемы. 4. Введите в поисковую систему следующую строку: chipname datasheet, где chipname – марка микросхемы. 5. Обнаружьте в справочном листе на микросхему расположение итога под наименованием SPNENAB, spindle enable либо аналогичным. 6. Опрятно (могут понадобиться крохотный паяльник, пинцет, фонарь и лупа) отсоедините соответствующий итог микросхемы от печатной тропинки. 7. Возьмите резистор сопротивлением в 1 килоом. На тонких изолированных проводниках (дабы не повредить плату и микросхему) присоедините отпаянные итог через данный резистор с линией питания +5 В. Исключите вероятность всяких коротких замыканий. 8. Подайте на грубый диск питание обыкновенным образом. Удостоверитесь, что мотор огромнее не останавливается, даже если удерживать его включенным 15 и больше минут. 9. Если вам нужно включить мотор винчестера отдельно от его корпуса, снимите плату, мотор и диски. При откручивании винтов, крепящих мотор, может понадобиться сила. Отпаяйте шлейф, соединяющий плату с мотором, позже чего замените его на комплект обыкновенных проводов. Оставьте схему соединений такой же, какой она была при применении шлейфа. Закрепите мотор и плату так, как вам комфортно. Если вам нужно питать схему одним напряжением в 12 В, получите из него второе, равное 5 В, при помощи стабилизатора 7805, установленного на теплоотводе и дополненного блокирующими конденсаторами. 10. Позже того, как вы добились вращения мотора без остановки, придумайте метод его использования. В интернете имеются изложения разных устройств, в которых применяются такие моторы: маломощного электроинструмента, электронных часов, использующих стробоскопический результат, и т.п.

Удостоверитесь, что машина находится на стояночном тормозе, позже чего, выжав педаль сцепления, установите в нейтральное расположение рычаг переключения передач (либо удостоверьтесь, что он теснее размещен в надобном расположении). Это нужно сделать потому, что изредка автомобиль ставят на передачу при не работающем моторе, дабы он оставался на месте, заменяя тем самым “ручник”.

 Если запустить мотор автомобиля, при невыжатом сцеплении и не отключенной передаче, может случиться следующее: при запуске мотора машина начнет движение крутое вперед. Это может повлечь неприятности. Дабы избежать их, нужно, поворачивать ключ зажигания по часовой стрелке до срабатывания стартера, только позже того как вы удостоверитесь, что рычаг коробки передач размещен в нейтральном расположении. Ключ зажигания нужно отпустить сразу позже того, как удалось завести мотор.Совет. Если вы сомневаетесь, что машина стоит на нейтральной передаче, заведите мотор при выжатой педали сцепления. Позже того, как мотор начнет трудиться, испробуйте медлительно отжать педаль сцепления. Если автомобиль начнет движение, нужно педаль сцепления сразу же выжать, а передачу отключить. А дабы никаких неприятностей не появлялось, неизменно, перед тем как запустить мотор, проверяйте, стоит ли машина на ручнике. Если передача все же окажется включенной, эта мера предосторожности поможет избежать движения авто и мотор легко заглохнет.Дабы произвести пуск холодного мотора, нужна обогащенная горючая смесь. Механически состав смеси при запуске регулируется, если у вас карбюраторный мотор с механическим управлением воздушной заслонкой либо инжектор. Авто с обыкновенным карбюратором оснащены воздушной заслонкой с ручным приводом. Данную заслонку в момент запуска необходимо прикрыть, дабы обеспечить обогащенный состав смеси. Добиться этого помогает выдвижение ручки управления. Позже вытягивания ручки управления воздушной заслонкой, леденящий мотор запускается так, как это было описано раннее. По мере разогрева мотора его циклы начнут нарастать. Проводите коррекцию циклов, слегка утапливая ручку, добивайтесь маленьких (около 1500 об/мин), но устойчивых циклов. Прогретый мотор заводится при всецело открытой воздушной заслонке, что не дает смеси переобогатиться. 

Надобность удалить все данные с жесткого диска появляется довольно редко, обыкновенно при полной переустановке системы либо при подготовке компьютера к продаже. Для того дабы установка новой ОС прошла без сбоев, а совместно с проданным компьютером в руки к клиенту не попали конфиденциальные данные, при удалении данных с диска следует соблюдать определенные правила.

Инструкция

1. Вы решили переустановить ОС. В каких случаях нужно удалять с диска, на тот, что производится установка, все данные? Если вы ставите Windows 7 позже Windows XP, исполнять форматирование не непременно. Но если напротив, диск неукоснительно следует отформатировать, при этом выбирайте не стремительное форматирование, а полное. При полном удаляются все данные, при стремительном – только таблица с записями о файлах. Если не исполнить форматирование, на этапе установки Windows XP может появиться оплошность. 2. Непосредственное выполнение форматирования может осуществляться различными методами, в зависимости от имеющихся у вас вероятностей. Скажем, вы можете загрузиться с LiveCD и из этой операционной системы запустить форматирование. Данный метод комфортен в том случае, если ОС, которую вы хотите заменить, не запускается. Загрузившись с LiveCD, вы можете сберечь все необходимые вам данные и только позже этого запустить форматирование. 3. Для форматирования диска вы можете воспользоваться программой Acronis Disk Director. Вам потребуется версия, запускаемая с CD. Она входит в состав некоторых сборок Windows, скажем, XP Zver. Программа Acronis Disk Director дает пользователю вероятность настроить диски нужным образом. А именно, их дозволено разбивать, соединять, менять размеры, задавать различные буквы и т.д. и т.п. С поддержкой этой программы вы сумеете и отформатировать диски вашего компьютера. 4. Пригодной опцией программы является вероятность гарантированного разрушения хранящейся на диске информации. При истреблении раздела вы задаете число проходов, скажем, 4. При этом информация буде четыре раза перезаписана, поочередно заполняясь нулями и единицами. Позже такой обработки диска восстановить с него какую бы то ни было информацию теснее немыслимо. 5. Если вы волнуетесь о сохранности конфиденциальных данных, вы можете с подмогой данной программы сделать спрятанный раздел, тот, что не будет виден в проводнике Windows. Дабы он стал видимым, нужно будет вновь запустить Acronis Disk Director. При этом в самой программе дозволено установить пароль на вход. Таким образом, никто помимо вас не сумеет увидеть данные спрятанного раздела. Подробное изложение работы с программой вы можете обнаружить тут: http://www.acronis.ru/company/inpress/2005/03-ru-ixbt-diskdirector-1-introduction.html.

Крупный объем информации либо нечаянно проникнувший на компьютер вирус могут стать поводом поломки жесткого диска. Зная об этом, предусмотрительные пользователи ПК на любой случай создают полную резервную копию винчестера , дабы иметь вероятность в всякий момент восстановить все утерянные данные. Вам понадобится

  • – программа Partition Manager 10

Инструкция

1. Скачайте и установите на свой компьютер полную версию программы Partition Manager.10. Запустите установленную программу и в открывшемся окне выберите режим для опытных пользователей. Позже этого откроется основное меню программы. Обнаружьте там вкладку «Мастера» и в вывалившемся меню выберите пункт «Копирование жесткого диска». 2. Вам предстоит работа с «Мастером копирования жестких дисков». В его окне нажмите кнопку «Дальше». Сейчас выберите грубый диск, тот, что нужно скопировать. Щелкните на нем левой кнопкой мыши и удостоверите свой выбор, нажав на кнопку «Дальше». Перед вами появится окно с наименованием, где вам будет предложено предпочесть целевой грубый диск. В нем подметьте диск, на тот, что будет скопированы данные с винчестера, выбранного ранее. Он непременно должен иметь больший объем памяти, чем у исходника. Предпочтя надобный винчестер, жмите кнопку «Дальше». 3. Если вы хотите сделать точную копию, в дальнейшем окне поставьте галочку наоборот пункта Прямой доступ к секторам жесткого диска. Это дозволит компьютеру исполнить копирование всего сектора винчестера. Кликните «Дальше». Сейчас на мониторе появится окно заблаговременного просмотра итогов копирования. В нем вы увидите изображения и информацию копируемого и целевого дисков. Конечный раз удостоверите проведение процедуры, нажав на кнопку «Дальше». Завершите работу с мастером, кликнув «Готово». 4. Вернувшись к меню программы, обнаружьте вкладку «Метаморфозы» и в вывалившемся списке кликните на пункте «Применить метаморфозы». Удостоверите установки. 5. Процесс копирования запущен. Дождитесь его окончания, отслеживая за информацией, отображающейся на дисплее компьютера. Позже окончания копирования, закройте информационное окно. Скопированный диск появится в списке разделов. Видео по теме Полезный совет Раньше чем начинать копирование диска проверьте его на присутствие вирусов, дабы не заразить ими новейший.

Проверка жесткого диска обеспечивает исправление мелких системных ошибок, а также проверку и поправление поврежденных кластеров винчестера. В целом с процедурой дефрагментации, исполняемой раз в месяц, ваш грубый диск прослужит максимально длинно, при этом непрерывно будет трудиться с высокой скоростью вне зависимости от яруса его загруженности.

Инструкция

1. Для запуска проверки жесткого диска зайдите в «Мой компьютер» на рабочем столе либо через основное меню «Пуск». Выберите грубый диск для проверки, скажем, диск (C:), на котором находится система Windows. Щелкните правой кнопкой по жесткому диску (C:), и в контекстном меню выберите «Свойства». 2. В появившемся окне свойств перейдите на вкладку «Сервис». В ней вы увидите три категории – проверка, дефрагментация и архивация. Нажмите кнопку «Исполнить проверку ». Перед вами появится малое окно-информатор проверки выбранного диска .Для полной проверки винчестера поставьте обе галочки: «Механически исправлять системные ошибки» и «Проверять и восстанавливать поврежденные сектора».Запустите проверку диска нажатием клавиши «Запуск» Обратите внимание! Если позже нажатия кнопки «Исполнить проверку» в окне свойств жесткого диска ничего не происходит, исполните вход в систему Windows с учетной записи менеджера и повторите попытку.

Грубый диск, накопитель либо примитивно винчестер — основное хранилище пользовательской информации. Все файлы хранятся в этом устройстве. И быстродействие компьютера в совокупности дюже крепко зависит от того, насколько стремительный у вас грубый диск. Узнать его скорость дозволено, даже если у вас не осталось никакой документации на комплектующие ПК.

Инструкция

1. Запустите программу для просмотра страниц интернета. Наберите в адресной строке http://www.hwinfo.com/. Вы окажетесь на странице разработчика бесплатной диагностической утилиты HwINFO. Программа выпускается в версиях для 32- и 64-битных систем. Если вы не уверены, какая именно версия Windows у вас установлена, обнаружьте ссылку на скачивание HwINFO32, которая работает во всех вестимых видах операционной системы. 2. Щелкните по номеру сборки утилиты, тот, что находится чуть ниже изложения вероятностей приложения. На данный момент последней версией является 3.93. Выберите сервер для загрузки и форму для программы: дозволено предпочесть архив либо самораспаковывающийся файл. В зависимости от скорости вашего соединения, через минуту либо десять минут у вас будет файл с утилитой. Схожим образом работают и другие инструменты сходственного рода, скажем, AIDA64, доступная для загрузки по адресу http://www.aida64.com/downloads. 3. Откройте папку, куда сохранилась программа. Обнаружьте необходимый файл с именем Hwinfo… и щелкните по нему правой кнопкой. Выберите из меню пункт «Извлечь…» и разархивируйте в всякое комфортное место. Откройте папку приложения и запустите основной файл — вы его отличите по наименованию и красочной иконке. Появится окно с кнопками Run и Configure. Выберите вариант Run и щелкните левой кнопкой мыши. 4. Подождите, пока не пройдет первичное тестирование оборудования и на экране не появятся два окна. Одно из них будет с логотипами изготовителя процессора и видеокарты. В нем выводится всеобщая информация о компьютере и его дозволено сразу закрыть кнопкой Close в нижнем правом углу. А второе окно состоит из 2-х половин: в левой перечисляются категории устройств, в правой — подробная информация о них. 5. Щелкните мышью по категории Drives, дабы раскрыть список всех дисков компьютера. Нажмите плюсик у подкатегории SATA/ATAPI Drives и вы увидите подробнейший перечень устройств. Первым по порядку выводится грубый диск, его наименование состоит из комплекта букв и цифр. 6. Выберите эту строчку мышкой и в правой части окна вы увидите подробные колляции устройства. Строка вида Media Rotation Rate: 7200 RPM показывает скорость винчестера . Значение может быть различным, вариантов накопителей выпускается достаточно много. Там же выводятся и другие данные о быстродействии жесткого диска. Обратите внимание! Соблюдайте осторожность при обращении с мощным неодимовым магнитом из линейного привода перемещения головок.

О двигателях и дилетантах.

Вентильный двигатель из жёсткого с четырьмя выводами.

Принцип работы двигателя HDD.

Для управления двигателем требуется 6 фаз на выводах МК, после чего рисунок повторяется

В двигателе три обмотки, сооединённые по принципу “звезда”. Общая точка обмоток выводится на плюс. +5V для работы подходит отлично. Управляется двигатель ШИМ-сигналом, который должен подаваться на его обмотки со сдвигом фазы 120°. Однако, не получается подать нужную частоту на двигатель сразу, предварительно его нужно разогнать. Простейший способ подключить три обмотки через транзисторы, подавая ШИМ сигнал им на базу от микроконтроллера. Сразу оговорюсь по транзисторам: лучше брать полевики, потому что ток через них, похоже, идёт приличный, и биполярные сильно греются. Сначала взял 2N2222a. Нагревались за секунды, временно решил проблему установкой рядом кулера, но потом решил, что надо что-то понадёжнее, то есть побольше ☺ В результате поставил наши КТ817Г. Третьего не оказалось, вместо него у меня КТ815Г. В данной схеме их можно заменять, но КТ815 рассчитаны на постоянный коллекторный ток 1,5 ампера, а КТ817 – 3A. Замечу, что 2N2222a вообще – до 0,8A. Схема подключения двигателя Буква КТ81… тоже не играет роли, так как у нас всего 5 вольт. В теории, частота смены сигнала не быстрее 1 миллисекунды, реально ещё медленнее, так что высокочастотность транзисторов тоже роли не играет. В общем, подозреваю, что в данной схеме поэкспериментировать можно почти с любыми транзисторами n-p-n типа, с током коллектора хотя бы 1 ампер. Схему прилагаю, резисторы подбирались тоже экспериментально, на 1 килоом – вполне годно работают. Ставил ещё 4,7k – это много, двигатель глох. У двигателя 4 вывода. В начале выясняем, какой из них общий. Для этого мультиметром измеряем сопротивление между всеми выводами. Сопротивление между концами обмоток в два раза больше, чем между концом одной обмотки и общей средней точкой. Условно 4 ома против 2. Какую обмотку куда подключать – не имеет значения, они всё равно идут друг за другом.

Текст программы:

// Программа запуска двигателя жёсткого диска #define P 9100 // Начальная задержка для разгона двигателя #define x 9    // Номер пина к обмотке x #define y 10   // Номер пина к обмотке y #define z 11   // Номер пина к обмотке z unsigned int p;  // Переменная задержки для разгона long time_pass;  // Таймер byte i = 0;      // Счётчик цикла управления фазами двигателя

          void setup() 

{   p = P;// Присваиваем начальное значение задержки для разгона     //Serial.begin(9600); // Открываем COM порт для дебага   pinMode(x, OUTPUT); // Установили пины, работающие с двигателем на вывод данных   pinMode(y, OUTPUT);   pinMode(z, OUTPUT);   digitalWrite(x, LOW); // Установили начальную фазу двигателя, можно начать с любой из 6 фаз   digitalWrite(y, HIGH);   digitalWrite(z, LOW);   time_pass = micros(); // Обнуление таймера } void loop() {     if ((i < 7) && (micros() – time_pass >= p))    // Если счётчик имеет номер от 0 до 6, и время ожидания смены фазы прошло       {        time_pass = micros();   // Обнуляем таймер        if (i == 0)  { digitalWrite(z, HIGH); }      // Устанавливаем 0 или 1 в зависимости от номера фазы на нужном пине        if (i == 2)  { digitalWrite(y, LOW);  }        if (i == 3)  { digitalWrite(x, HIGH); }        if (i == 4)  { digitalWrite(z, LOW);  }        if (i == 5)  { digitalWrite(y, HIGH); }        if (i == 6)  { digitalWrite(x, LOW);  }               i++;    // Плюсуем счётчик фазы       }      if (i >= 7) // Если счётчик переполнен       {         i = 0;    // Обнуляем счётчик         if (p > 1350) {p = p – 50;} // Если двигатель ещё не вошёл в максимальную скорость – сокращаем время смены фазы         //Serial.println(p); Дебаг времени ожидания       }   }

Что в результате?

В результате имеем двигатель, который разгоняется за несколько секунд. Иногда разгон разбалансируется, и двигатель останавливается, но чаще всё работает. Как стабилизировать – пока не знаю. Если рукой остановить двигатель, снова он уже не запустится – нужен перезапуск программы. Измерение количества оборотов – задача для следующего проекта. Пока это максимум, который удалось из него выжать. При опускании p ниже 1350 двигатель вылетает из разгона. 9100 в начале тоже подбиралась экспериментально, можно попробовать поменять, посмотреть, что будет. Вероятно, для другого двигателя числа будут другими – мне пришлось подбирать для своего. С нагрузкой (оригинальный диск) двигатель перестаёт запускаться, так что установка на него чего-либо потребует калибровки прошивки заново. Крутится он сравнительно быстро, так что рекомендую при запуске надевать очки, особенно если на нём чего-то будет висеть в этот момент. Надеюсь продолжить с ним эксперименты. Пока это всё, всем удачи!

Как-то давно попалась мне на обозрение схема драйвера шагового двигателя на микросхеме LB11880, но поскольку такой микросхемы у меня не было, а двигателей валялось несколько штук, отложил интересный проект с запуском моторчика в долгий ящик. Прошло время, и вот сейчас с освоением Китая с деталями проблем нет, так что заказал МС, и решил собрать и протестировать подключение скоростных моторов от HDD. Схема драйвера взята стандартная:

Схема драйвера мотора

Далее идёт сокращённое описание статьи, полное читайте здесь. Двигатель, вращающий шпиндель жесткого диска (или CD/DVD-ROM) — это обычный синхронный трёхфазный мотор постоянного тока. Промышленность выпускает готовые однокристальные драйверы управления, которым к тому же не требуются датчики положения ротора, ведь в роли таких датчиков выступают обмотки двигателя. Микросхемы управления трёхфазными двигателями постоянного тока, которым не требуются дополнительные датчики, являются TDA5140; TDA5141; TDA5142; TDA5144; TDA5145 и конечно же LB11880.

Двигатель, подключенный по указанным схемам, будет разгоняться до тех пор, пока либо не наступит предел по частоте генерации VCO микросхемы, которая определяется номиналами конденсатора подключенного к выводу 27 (чем его ёмкость меньше, тем выше частота), либо двигатель не будет разрушен механически. Не следует слишком уменьшать ёмкость конденсатора подключенного к выводу 27, так как это может затруднить пуск двигателя. Регулировка скорости вращения производится изменением напряжения на выводе 2 микросхемы, соответственно: Vпит — максимальная скорость; 0 — двигатель остановлен. От автора имеется и печатка, но я развёл свой вариант, как более компактный.

Позже пришли заказанные мной микросхемы LB11880, запаял в две готовые платки и провёл тест одной из них. Всё прекрасно работает: скорость регулируется переменником, обороты определить трудно но думаю до 10000 есть точно, так как двигатель гудит прилично.

В общем, начало положено, буду думать куда применить. Есть мысль сделать из него такой же точильный диск как у автора. А сейчас тестировал на куске пластика, сделал типа вентилятора, дует просто зверски хоть на фото даже не видно как он крутится.

Поднять обороты выше 20000 можно переключением ёмкостей конденсатора С10 и подачей питания МС до 18 В (18,5 В предел). На этом напряжении у меня мотор свистел капитально! Вот видео с питанием в 12 вольт:

Видео подключения мотора HDD

Подключил ещё двигатель от CD, погонял при питании 18 В, поскольку в моём внутри шарики, разгоняется так, что прыгает всё вокруг! Жаль не отследить обороты, но если судить по звуку то она очень большая, до тонкого свиста. Куда применять такие скорости, вот вопрос? Приходит на ум мини болгарка, настольная дрель, точильный станок. Применений много — думайте сами. Собирайте, тестируйте, делитесь впечатлениями. В интернете есть множество обзоров с применением данных двигателей в интересных самодельных конструкциях. В интернете видео видел, там кулибины с этими моторами помпы мастерят, супер вентиляторы, точилки, покумекать можно куда такие скоростя применить, мотор тут разгоняется свыше 27000 оборотов. С вами был Igoran.

Обсудить статью КАК ПОДКЛЮЧИТЬ МОТОР ОТ DVD ИЛИ HDD

При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.

Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…

Читайте также:  Декоративная штукатурка для внутренней отделки стен своими

image

Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.

image

Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).

image

Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).

В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.

Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).

При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.

Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».

Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).

Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.

На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.

Читайте также:  Акриловая краска для дерева для поделок

На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.

Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.

После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.

На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.

Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).

Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».

При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).

Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).

Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.

И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).

Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.

Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…

В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).

Читайте также:  Девушка в вакуумном пакете

Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.

Как-то давно попалась мне на обозрение схема драйвера шагового двигателя на микросхеме LB11880, но поскольку такой микросхемы у меня не было, а двигателей валялось несколько штук, отложил интересный проект с запуском моторчика в долгий ящик. Прошло время, и вот сейчас с освоением Китая с деталями проблем нет, так что заказал МС, и решил собрать и протестировать подключение скоростных моторов от HDD. Схема драйвера взята стандартная:

Схема драйвера мотора

Далее идёт сокращённое описание статьи, полное читайте здесь. Двигатель, вращающий шпиндель жесткого диска (или CD/DVD-ROM) — это обычный синхронный трёхфазный мотор постоянного тока. Промышленность выпускает готовые однокристальные драйверы управления, которым к тому же не требуются датчики положения ротора, ведь в роли таких датчиков выступают обмотки двигателя. Микросхемы управления трёхфазными двигателями постоянного тока, которым не требуются дополнительные датчики, являются TDA5140; TDA5141; TDA5142; TDA5144; TDA5145 и конечно же LB11880.

Двигатель, подключенный по указанным схемам, будет разгоняться до тех пор, пока либо не наступит предел по частоте генерации VCO микросхемы, которая определяется номиналами конденсатора подключенного к выводу 27 (чем его ёмкость меньше, тем выше частота), либо двигатель не будет разрушен механически. Не следует слишком уменьшать ёмкость конденсатора подключенного к выводу 27, так как это может затруднить пуск двигателя. Регулировка скорости вращения производится изменением напряжения на выводе 2 микросхемы, соответственно: Vпит — максимальная скорость; 0 — двигатель остановлен. От автора имеется и печатка, но я развёл свой вариант, как более компактный.

Позже пришли заказанные мной микросхемы LB11880, запаял в две готовые платки и провёл тест одной из них. Всё прекрасно работает: скорость регулируется переменником, обороты определить трудно но думаю до 10000 есть точно, так как двигатель гудит прилично.

В общем, начало положено, буду думать куда применить. Есть мысль сделать из него такой же точильный диск как у автора. А сейчас тестировал на куске пластика, сделал типа вентилятора, дует просто зверски хоть на фото даже не видно как он крутится.

Поднять обороты выше 20000 можно переключением ёмкостей конденсатора С10 и подачей питания МС до 18 В (18,5 В предел). На этом напряжении у меня мотор свистел капитально! Вот видео с питанием в 12 вольт:

Видео подключения мотора HDD

Подключил ещё двигатель от CD, погонял при питании 18 В, поскольку в моём внутри шарики, разгоняется так, что прыгает всё вокруг! Жаль не отследить обороты, но если судить по звуку то она очень большая, до тонкого свиста. Куда применять такие скорости, вот вопрос? Приходит на ум мини болгарка, настольная дрель, точильный станок. Применений много — думайте сами. Собирайте, тестируйте, делитесь впечатлениями. В интернете есть множество обзоров с применением данных двигателей в интересных самодельных конструкциях. В интернете видео видел, там кулибины с этими моторами помпы мастерят, супер вентиляторы, точилки, покумекать можно куда такие скоростя применить, мотор тут разгоняется свыше 27000 оборотов. С вами был Igoran.

Обсудить статью КАК ПОДКЛЮЧИТЬ МОТОР ОТ DVD ИЛИ HDD

Простая схема интересных световых эффектов, на микроконтроллере PIC12F629.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 12-220

Схема проверенного преобразователя напряжения 12В в 220, на основе трансформатора компьютерного БП.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий